К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор SB в Вт Май 03, 2016 10:00 am

    Прежде чем продолжить свою статью, посвященную 80-летию Григория Андреевича Рудницкого, предлагаю вниманию читателей отзыв Григория Андреевича на ее первые две части, который я получил 28. 04. 2016.

(Cемён Беренштейн. Германия. г. Галле. 03.05.2016.)


***

    Сердечно благодарю, дорогой Сеня, за поздравление и, взаимно, поздравляю тебя со знаковой датой в твоей творческой деятельности (речь идет о 50-летии публикации моей первой задачи — в газ. "Крымская правда" (28.04.1966). — прим. С.Б.).
           Твое письмо напомнило о многом и многих, в частности, о вашем первом выходе на публику: ты – в апреле,  разысканный в Мизяковских Хуторах Ваня Ивацко – в июле 66-го, Володя Савицкий – в ноябре 67-го, Петя Радловский, тоже разысканный на Тернопольщине, твой ровесник, – в феврале 68-го. Все вы в то время были начинающими и все вскоре были привечены «Шашками» и «Dambrete». Забавно, но я тоже, как редактор, тогда начинающий. А ведь все могло сложиться иначе. Ты ни за что не догадаешься, кто наш благодетель. Представь: Лагута! (Алексей Степанович Лагута  — директор Чеботарской школы-интерната (пос. Чеботарка, Сакский р-н, Крым), куда я был переведен после расформирования Симферопольского детдома и где я окончил 9-й и 10-й классы. — прим. С.Б.) Он приглашал меня в Чеботарку в 63-м и настойчиво в 64-м. Перед самым началом учебного года я рассчитался на Херсонщине, приехал, но, видимо, облоно дало понять А. С., что как учитель я в Крыму personanongrata (это отдельная история). Как говорится, остался на бобах, там потерял, здесь не нашел. Однако провидению в лице товарища студенческих лет угодно было отправить меня в газету. Хорошо, что там не поинтересовались пропиской; два месяца ночевал то у знакомых, то на вокзале, затем 4 года нанимал с семьей крохотную (11 кв. м) комнатку. Последний подопечный – Лев Борисович Хайкин, годившийся мне в отцы и тогда в твоих теперешних летах. Здесь было уже по-другому, в таком возрасте – спешат. Если очень-очень кратко (только суть), то ученик оказался восприимчивым и способным. Я ему сразу объяснил, что в начале будет много неудач, возможно, он и разуверится, а если нет, то потребуется год, а может, и два. Лев Борисович курс молодого составителя прошел за полгода! Затем в одном из белорусских конкурсов выполнил кандидатскую норму, я в облспорткомитете оформил ему книжку, а значков не было, и я втихомолку купил значок у нумизматов. Кандидатская книжка и значок были торжественно вручены в июне 84-го на празднике шашек, который мы организовали с Виталием Макаровичем Жуком, – в присутствии всей крымской шашечной элиты, Ольги Левиной и обоих Вирных. В 1987-м Л. Б. стал чемпионом Украины. Жил он тогда на соседней улице, накануне перед отлетом в Америку, вечером, посетил нашу семью, потом я провел его, было грустно – понимали, что это последняя встреча. А в целом, Сеня, кажется, неплохо: три дебютанта газеты (ты, Л. Б., Ивацко) были чемпионами Украины, да и я к вам присоседился. – Чуть не забыл, в твоей столь трогательной статье надо исправить: официально считалось, что КП ("Крымская правда" — прим. С.Б.) начала издаваться не в 1965, а в 1918-м, а фактически, под таким названием, после депортации крымских татар.

           От всей души желаю тебе доброго здоровья и успехов во всем!

Г. Рудницкий.  Симферополь, 28. 04. 2016, в 50-летие твоего дебюта.



SB

Количество сообщений : 3628
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор SB в Сб Апр 02, 2016 5:49 pm


ЗАЖИГАЮЩИЙ ЗВЁЗДЫ


К 80-летнему юбилею

Григория Андреевича

РУДНИЦКОГО



Ч.2


ПЕРВЫЕ ШАГИ В КОМПОЗИЦИИ

    Как я указывал ранее, уже с самого первого конкурса решений я ощутил тягу к составительству. Я составил первую задачу и с волнением послал ее в редакцию. Добрый, благожелательный ответ очень обрадовал и обнадежил меня. Я понял, что Григорий Андреевич Рудницкий — редактор шашечного отдела "Крымской правды" — это добрый и умный человек, который обязательно поймет и поддержит меня. Вот это письмо:

    Сейчас, перечитав это письмо еще раз, я вдруг понял, что оно содержит в себе еще одну очень важную информацию — в нем четко зафиксирован момент моего перехода от решения задач к их составлению. И передо мной сразу же возник вопрос — почему же я все-таки выбрал именно задачи, а не проблемы (они тогда назывались концовками) или этюды? Ведь в конкурсе решений были представлены также композиции и этих жанров, причем они ведь тоже мне очень нравились. И тут я вспомнил, что я уже дал ответ на этот очень важный для моего творчества вопрос, а именно — в первой части моего топика "Мои вариантные основы". Я перечитал этот свой пост заново и понял, что лучше, чем там написано, я уже не скажу, и поэтому решил просто повторить его здесь. Итак:
    Взаимопереходы финалов и вариантов – вот чем меня всегда привлекали шашечные задачи, во взаимотрансформативных флуктуациях которых я всегда ощущал какую-то удивительную тайну – ту волнующую тайну всеобщей взаимосвязи, которая так поражала меня в физике, а точнее – в тех загадочных динамических взаимосвязях величин, о которых я часто размышлял, идя из детдома в школу и решая задачи олимпиады, вывешенные в кабинете физики, причем настолько самозабвенно, что однажды я так увлекся, что то, что я в какой-то момент преодоления для тех, кто идет на своих двоих, практически незаметного подъема совершил ошибку, я заметил лишь тогда, когда ощутил, что земля уходит у меня из-под ног (а точнее – из-под протезов) и костыли расползаются в мартовской черноземной грязи и я медленно, как это показывают в кино, опрокидываюсь на ранец с книгами и тетрадями, который я носил на спине, и передо мной распахивается дивная синева неба с плывущими в нем обрывками облаков, и я, полный восхищения, думаю о том, как же прекрасен мир, в котором все так взаимосвязано со всем, что из одного можно всегда вывести другое – как, например, из этой грязи, в которой я очутился то ли волей случая, то ли волей судьбы, те вечно куда-то плывущие и вечно куда-то зовующие облака, о которых, как о символе всеобщей взаимосвязи, я помнил даже тогда, когда много позже преподавал своим ученикам мою любимую физику и приводил им знаменитое гегелевское положение о том, что теория лишь тогда может считаться логически обоснованной, если все многообразие ее понятий может быть сведено к одному – цетральному, и наоборот – из понятия-ядра может быть выведено все это, на первый взгляд, не связанное через единый центр многообразие, приводя, к примеру, выведение всей совокупности термодинамических потенциалов из одной-единственной энергетической клеточки, которую я нашел после того, как разработал целостную энергетическую структуру моля, чего я не встречал ни в трех-томнике по общей физике Савельева, ни в учебниках других авторов (а позднее, набрав это словосочетание в гугле, получил ответ: «Нет результатов»), но в оригинальности чего я, разумеется, уверенным быть не могу, поскольку физика это все же не профессия для меня, а всего лишь источник красоты, равно как источником красоты является для меня и шашечная задача с ее магией взаимосвязей и взаимопереходов, которые я и стремился воплотить в своих не только 2-х-, но даже в 3-х-вариантных взаимотрансформативных комплексах уже на самых ранних стадиях моей сопричастности к этой волнующей стихии композиторского творчества, причем настолько ранних, что большинство из них неизбежно наскакивало на рифы если не пээров (побочных решений), то совпадений, примерами которых могут служить две следующие, зафиксированные в письме моего первого учителя в задачной композиции Григория Андреевича Рудницкого, задачи.
Примечания:

1. Первая публикация: сайт "Шашки в России", форум: "Неразумная сила искусства", 14.10.2013
http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-2014-postdays-0-postorder-dec-start-15.html

2. Указанные здесь задачи я приведу чуть позже.
    А теперь письмо, которое я получил через несколько дней после первого:


Дата письма —15.11.1965.
    Прошло столько лет, а я читаю это письмо, и у меня слезы выступают на глазах. Сколько в нем человеческой доброты! Сколько душевного такта! И какое идущее из глубины сердца педагогическое мастерство!
    Итак, поняв свою ошибку, я через некоторое время составил новую задачу. Вот ответ, который я получил:

Для увеличения — кликнуть по изображению
    Ошибка в расположении ч.д. на поле 9, вместо поля 4, объясняется тем, что эту задачу я посылал в нотации, а не на диаграмме. Что же касается других недостатков, то они были указаны, конечно же, справедливо, хотя, честно говоря, эта пра-задача (не считая, разумеется, указанного моим учителем содержащегося в ней ЧПР) мне даже и сейчас нравится — вероятно, потому, что в ней было воплощено то чувство стихийной комбинационности, которое было присуще мне изначально.
    Воплотив мой замысел в совершенной форме, Григорий Андреевич сразу же и опубликовал ее. Привожу выпуск шашечного отдела с этой задачей:

"Крымская правда", 28.04.1966.
Для увеличения — кликнуть по изображению
    Я был безмерно рад, увидев свою первую задачу в газете. Произвело на меня впечатление также и то, что моя задача была представлена не обособленно, а вместе с другими задачами той же тематики. То есть она была вписана в целостный контекст совместного торчества начинающего составителя и мастеров этого жанра, что, с одной стороны, указывало мне перспективу дальнейшего совершенствования, а с другой — выступало свидетельством того, что я нахожусь под опекой более опытных коллег по творчеству, которые поддерживают меня и готовы всегда прийти на помощь в моих первых шагах на пути освоения секретов композиторского мастерства.
    Вот одна из ключевых особенностей шашечных отделов, которые вел Григорий Андреевич Рудницкий, — их педагогическая направленность, реализуемая посредством включения индивидуального творчества начинающих составителей в целостную картину творческого созидания, что давало им веру в собственные силы и служило мощным стимулом для раскрытия их художественно-творческого потенциала.

    Затем последовал период, который неизбежно проходят все начинающие составители, — я в сокращенном варианте повторял историю развития задачной композиции, что проявлялось в совпадениях моих задач с уже составленными задолго до меня. Но благодаря консультациям Григория Андреевича, а также Николая Николаевича Пустынникова и Михаила Николаевича Балягина, которых он подключил к анализу моих задач (моя переписка с ними начнется позже) этот этап у меня, конечно же, был сокращен. Свидетельством этого этапа моего творчества могут служить следующие два письма моего учителя:
Для увеличения — кликнуть по изображению
Для увеличения — кликнуть по изображению
    И опять — уважительное отношение, доброжелательность, поддержка. И в то же время забота о дальнейшем прогрессе — мой учитель понимает, что мне нужно осваивать наследие предшественников и попросил у Николая Николаевича Пустынникова замечательную книгу Г.П.Белянина "Шашечная задача", которая мне очень много дала для постижения секретов этого жанра. Ну и конечно же, я был очень рад, что была одобрена моя новая задача, которую Григорий Андреевич через пару недель и опубликовал.
Для увеличения —
кликнуть по изображению
    Именно с этой задачи фактически и начинается мое композиторское твочество. Задача нравится мне и сейчас. Своей легкостью формы и красотой игры. И опять я был впечатлен публикацией на диаграмме. Да и в дальнейшем Григорий Андреевич, как правило, публиковал мои задачи на диаграммах, что было важным психологическим моментом в моем восприятии своих новых композиций.
    Что еще хочу отметить в этой публикации, так это то, что опять, как и в первый раз, моя задача была опубликована не обособленно, а вставлена в контекст композиций, объединенных по признаку их принадлежности начинающим авторам. Это расширяло диапазон их восприятия, показывало, что мы — начинающие проблемисты — не каждый сам по себе, а сообщество, объединенное общностью творческих устремлений, которое в таком единстве осознает свою значимость в целостном процессе художественного сотворчества. Вот так Григорий Андреевич Рудницкий воспитывал в нас веру в собственные силы и давал нам мощный стимул для творческого прогресса.

Продолжение следует
Семён Беренштейн.
Германия. Галле. 02.04.2016.

SB

Количество сообщений : 3628
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор Perepelkin в Пт Апр 01, 2016 11:33 pm

Поздравляю с Юбилеем уважаемого Григория Андреевича!
Желаю крепкого здоровья и счастья в личной жизни!

С.Перепелкин.     Посвящается Г.А.Рудницкому


29,2,17(453),39,7,1,44×.


ed4,b4(b2),c5,a1×.

Perepelkin

Количество сообщений : 393
Дата регистрации : 2015-06-30

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор Evgraf в Пт Апр 01, 2016 8:21 pm

Сердечно поздравляю многоуважаемого Григория Андреевича с Юбилеем!
Желаю ему Здоровья и всего самого наилучшего!
Очень надеюсь, Анатолий Уваров передаст ему наши сердечные поздравления.

http://whoiswho.crimea.ua/view_person.php?record=3273
http://kupiwit.ru/goods/Krymskie-jetyudy
http://kalanchaksk.blogspot.ru/p/blog-page_18.html

Evgraf

Количество сообщений : 2590
Дата регистрации : 2008-05-05

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор Элиазар Скляр в Пт Апр 01, 2016 2:38 pm

Прочитал с большим интересом !
Желаю уважаемому С.Беренштейну продолжения своих статей посвященных Композиции и композиторам !
Э.Скляр

Я на Планете поздравил Георгия Андреевича...повторю здесь:

Поздравляю уважаемого Г.Рудницкого (с которым связаны мои первые шаги в композиции) с днем рождения !
Желаю здоровья и счастья !
Э.Скляр


Последний раз редактировалось: Элиазар Скляр (Пт Апр 01, 2016 8:38 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Элиазар Скляр

Количество сообщений : 9391
Возраст : 74
Географическое положение : Израиль
Дата регистрации : 2008-05-24

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор SB в Пт Апр 01, 2016 1:40 pm


ЗАЖИГАЮЩИЙ ЗВЁЗДЫ


К 80-летнему юбилею

Григория Андреевича

РУДНИЦКОГО




ч.1


ЗНАКОМСТВО

    80 лет... В это трудно поверить. Как быстро пролетели эти 50 лет (полвека!) с того момента, как я увидел этого удивительного человека впервые. Это был 1966 г. Крым... Симферопольский спецдетдом для инвалидов. Воспитательница говорит мне, что ко мне кто-то пришел. Я выезжаю на своей коляске из библиотеки на втором этаже и вижу незнакомого человека, который, увидев меня, присел на корточки и, протянув мне руку, поздоровался. Это был Григорий Андреевич Рудницкий. Он помог мне спуститься на первый этаж, мы вошли в комнату для занятий, и он стал мне рассказывать о шашечных задачах. Меня тогда поразила задача Шошина на запирание дамки, которую я запомнил навсегда и о которой через много лет — уже будучи мастером спорта СССР — написал целую статью ("Размышления о задаче"), которую я посвятил своим учителям в шашечной композиции, первым из которых я указал Григория Андреевича Рудницкого.
    Вот отзыв Григория Андреевича на первую часть этой статьи.

Примечания:
Отрывок из письма от 20.04.1992.
Вот линк этой статьи: http://minietiud.forum2x2.ru/t1071-topic
    Книга В.М.Голосуева "Древняя и загадочная игра. Мир шашек" вышла в Санкт-Петербурге в 1997 г., о чем Г.А.Рудницкий сообщил в газ. "Кримська свiтлиця" ("Дамниця", №205, 06.06.1997 г.).
    Этому нашему личному знакомству предшествовало знакомство заочное, состоявшееся благодаря моему участию в первом конкурсе решений, организованном газетой "Крымская правда", редактором шашечного отдела которой и был Григорий Андреевич Рудницкий (Временами редактором/соредактором этого отдела был Александр Михайлович Павлов.). Сама эта газета начала выходить в июле 1965 г., а вместе с ней и этот шашечный отдел. В июле наш детдом вывозили в Евпаторию — на море. Очень хорошо помню, как мне принесли эту газету с шашечным отделом в нем. Помню, как смотрел на это чудо и с каким волнением я просматривал каждый его выпуск. И, конечно же, я с радостью принял участие в конкурсе по решению шашечных композиций, объявленном в нем. Помню, как я сидел на каменном заборе двора школы, в которой размещался летом наш детдом, и просил прохожих бросить мое письмо с решением в почтовый ящик. И эти письма всегда доходили!
    Особенно в этом конкурсе решений меня поразили задачи. Это было нечто, далеко выходящее за рамки шашечной игры. Это была Тайна! Это была фантастика! Это было Чудо! Как я был рад, что я могу их решать. Они были подобраны так, что сложность их от задания к заданию постепенно нарастала, а вместе с ней и рос мой опыт в их решении. Кроме того, это были подлинные произведения искусства, которые восхищали меня своей волнующей красотой.
    Но самым ярким моим впечатлением была задача, которая была опубликована в промежутке между заданиями этого конкурса. Это была волшебная миниатюра Н.Н.Пустынникова, которая буквально потрясла меня. Вот это чудо:



    Решил я ее быстро — рука сама делала верные ходы. Но я буквально остолбенел когда увидел фантастический финал — запирание на весу в середине доски. Помню, как я много раз просматривал это решение, каждый раз испытывая величайшее наслаждение от этого обворожительного финала. И это впечатление ярко вспыхнувшей звезды осталось в моей душе навсегда.
    И не было ничего удивительного в том, что у меня возникло желание попробовать и самому что-нибудь составить в этом жанре, но об этом чуть позже. А сначала я приведу итоги того, сыгравшего решающую роль в выборе очень важной для меня сферы творчества, конкурса.

Для увеличения — кликнуть по изображению
    Пройдет много лет, и Григорий Андреевич, представляя мою новую задачу, напишет о роли этого конкурса в моей шашечно-композиторской биографии:

Для увеличения —
кликнуть по
изображению
Вот мой перевод этой заметки на русский язык:
    «Осенью 1965 года был организован первый в крымской периодике конкурс на лучшее решение шашечных композиций. В нем принимали участие и начинающие, и разрядники, и титулованные шашисты, например, мастера спорта Н.Пустынников из Тихвина (ставший впоследствии моим наставником и бессменным тренером – С.Б.), Л.Витошкин из Гомеля. Лишь формально не имели тогда мастерского звания Б.Волков из Волгограда (с которым впоследствии у меня установилась переписка и интересное сотрудничество – С.Б.) и М.Балягин из Ленинградской области (ставший впоследствии моим наставником в задачной композиции – С.Б.), который каждый год был в длительных служебных командировках на номерном заводе в Феодосии, а симферопольские кандидаты Д.Сапогов и И.Дмитриев со временем также стали мастерами спорта. Невероятно, но, когда были подведены окончательные итоги, то, среди его победителей, наряду с этими именитыми участниками, оказалось также и имя новичка – восьмиклассника шестой симферопольской школы Семена Беренштейна, у которого не было никакого шашечного опыта, а данный конкурс был для него вообще первым. Такая спортивная сенсация, разумеется, произвела соответствующее впечатление на опытных знатоков игры, но никто из них тогда не догадывался, что это дебют будущего классного проблемиста.
    В следующем году в печати появляется первая задача С.Беренштейна, довольно быстро был взят мастерский рубеж, а теперь Семен Иосифович – гроссмейстер...»
    Шашечный отдел («Дамниця», выпуск 153-й) газеты "Кримська свiтлиця" от 18.05.1996 г.
    Задача на диаграмме посвящена Григорию Андреевичу РУДНИЦКОМУ. Приведу эту задачу отдельно.

С.И.БЕРЕНШТЕЙН

Задача посвящена моему первому учителю

в шашечной композиции

Григорию Андреевичу

РУДНИЦКОМУ

IX Чемпионат Украины, 1996 г.

(«Кримська свiтлиця», 18.05.1996)

fg7 (d:h4 A), b8, g5, b6, g3, d2
[b2,b4,c3];


 (h:h4), b8, g3 (f4 A1), e3, g3, d6, e1, a:c3
[a5,b4,d2];


A1 (f2), g3, e3... А…
[a5,b4,d2].

    Перед тем как перейти к рассказу о той роли, которую Григорий Андреевич Рудницкий сыграл в моем уже непосредственно композиторском творчестве, приведу выпуск с итогами второго конкурса решений, который был проведен шашечным отделом "Крымской правды" в следующем — 1966 — году. В нем я стал победителем и очень был рад этому успеху.
Для увеличения — кликнуть по изображению
Продолжение следует
Семён Беренштейн.
Германия. Галле. 01.04.2016.

SB

Количество сообщений : 3628
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор SB в Пт Апр 01, 2016 10:42 am

   Выдающемуся пропагандисту шашечного искусства — Григорию Андреевичу РУДНИЦКОМУ — исполнилось 80 лет. Я сердечно поздравляю Григория Андреевича с юбилеем и шлю ему свои самые теплые пожелания.
    Доброго Вам здоровья, дорогой Григорий Андреевич, неиссякаемой энергии и радости творчества еще на многие годы!
    В связи с юбилеем я начинаю публикацию своей статьи, в которой я попытался осветить (в меру своих сил и возможностей) многогранную творческую деятельность Григория Андреевича Рудницкого в сфере популяризации и развития шашечного искусства, и которой я хочу выразить свое глубокое уважение и свою безмерную благодарность этому замечательному человеку за ту огромную роль, которую он, будучи моим первым учителем и наставником, сыграл в моем творческом становлении как шашечного композитора.

Семён Беренштейн


Последний раз редактировалось: SB (Пт Апр 01, 2016 1:55 pm), всего редактировалось 4 раз(а)

SB

Количество сообщений : 3628
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: К 80-летнему юбилею Г.А.РУДНИЦКОГО

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения