МОЁ ИЗБРАННОЕ

Страница 1 из 8 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB Сегодня в 3:36 pm

из моих стихов о шашках

МАЭСТРО

Две тайны – музыка и шашки,
Как два безбрежных океана,
В душе свободной и бесстрашной
Слились аккордами органа.

В душе, не знающей покоя,
Повелевающей штормами,
Бушует вечною игрою
Незатухающее пламя.

И в этой музыке гармоний –
Средь черно-белого смятенья –
Какою огненною болью
Вдруг прожигает озаренье!

О эта мука откровений, –
Каких достойна ты оваций,
Когда сверкающим виденьем
Взметнётся буря комбинаций!

Когда она взорвет преграды
И разметает укрепленья, –
Какая дивная отрада
Вдруг заиграет в упоенье!

А может... вместо этой бури –
За жертвою необычайной,
Как диссонансом партитуры, –
Тишайший ход, как бы случайный,


Всплывет – и бездну перекоса
И запредельного смятенья
Взрывает чудо парадокса,
Чью тайну знает только гений.

Иль, может, так... лишь полутенью,
Лишь полутоном, лишь намёком –
За ходом ход, как по ступеням, –
Манёвр, рассчитанный далёко.

Нет! Не рассчитанный – пронзённый
В одно безумное мгновенье,
Когда, стрелою унесённый, –
Он весь полёт и вдохновенье.

О! Не пустая то забава
Для суеты и праздной лени, –
Здесь всех веков звенящей лавой
Клокочет таинство Вселенной.

Здесь мысль и дух, и тайны мира,
И зов сражений и победы, –
Здесь и высоты, и глубины,
Здесь боль, страдания, и беды, –

Здесь всё поёт могучей силой,
Вздымаясь вихрями оркестров, –
Здесь дирижёр – Зиновий Цирик! –
Великий шашечный Маэстро!


Стихотворение написано к 80-летию Зиновия Исааковича ЦИРИКА и впервые опубликовано в газ.
"Русский базар" (2004-01-22 – 2004-01-29), а затем – в его итоговой книге «ШАШКИ – МОЯ ЖИЗНЬ».

Семён Беренштейн. Германия. Галле. 2004.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Сб Авг 19, 2017 6:47 pm

из моих стихов о шашках

ПОСТИЖЕНИЕ ЭТЮДА

(Посвящается Миленко Лепшичу)


Этюды – это не задачи,
Этюды – это не проблемы, –
Здесь все устроено иначе,
Совсем иные здесь дилеммы.

Здесь нет ни вихрей комбинаций,
Ни клеткой стиснутых финалов,
Ходы здесь – легкие вибрации
Едва заметные вначале.

И никакого принужденья –
Во всем – полнейшая свобода.
Давай – ищи опровержение
Любого замысла и хода!

И вот проходят пред тобою
За вариантом варианты –
И в каждом – напряженье боя
И вызов воле и таланту.

Талант и воля – две основы
Эстетики живой этюда,
Соединившей дух суровый,
И веру в трепетное чудо.

Расчет неумолимо-трезвый,
Пронзающий до оснований,
И неизведанные бездны,
Влекущие своею тайной.

Здесь по ходам, как по ступеням,
Ступаем мы все глубже, глубже,
Но только новое волненье
Пронизывает, словно стужа.

О эта стужа! – как знакома
Ее бесстрастная жестокость,


Когда, химерою влекомый,
Вдруг ощутишь, что дальше – пропасть.

И вновь восходишь к перепутью,
Туда, где ложный след коварный
Прельстил тебя обманной сутью,
Такой миражно-лучезарной...

Этюд – что скрыто в этом слове?
Исходный смысл какой таится?
Studēre – здесь его основа:
Искать и к истине стремиться!

А истина, как озаренье,
Всегда является нежданно,
Венчая труд и вдохновенье
Гармонией необычайной.

Гармония! Вот смысл этюда!
Вот что влечет в нем неизменно!
И тот уже не позабудет
Ее чарующего плена,

Кто хоть бы раз ее симфоний
Услышал сладостные звуки,
Где вариантов перезвоны
Полны и радости, и муки,

Где многоликие финалы
Перкликаются на флейтах
И по сверкающим каналам
Друг другу шлют свои приветы.

И в тех созвучиях волшебных,
Рождающихся словно чудо,
И происходит постиженье
Бездонной истины этюда.


Примечание:

studēre [сту-'дэ-рэ] – латинский глагол (постигать, стремиться), от которого произошло слово "этюд".

Семен Беренштейн. Германия. Галле. 2009.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Пт Авг 18, 2017 10:13 pm

из моих стихов о шашках
СКВОЗЬ ДАЛИ КОМПОЗИЦИИ

Игра – вся жизнь на кон поставлена,
Все замирает в кульминации,
Когда позиция расставлена
И ждешь как чуда – комбинации.

И это чудо – будто молния,
Пронзает вспышкой откровения –
И ты паришь в лучах гармонии
Над пропастями запредельными!

И нет доски, и нет позиции,
А лишь стремительный порыв,
Когда сквозь дали композиции
Летишь, про время позабыв.


Семен Беренштейн. Германия. Галле. 2009

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Пт Авг 18, 2017 12:17 am

из моих стихов о шашках

К мечте мерцающей

Как я любил сидеть в тиши,
Заботы все свои оставив,
Над шашками – моей души
И утешеньем, и отрадой.

И как любил я наблюдать
Финалов, схем, и механизмов
Потоков дивных благодать,
Рожденных в устремленье к жизни.

И те потоки предо мной
Сверкали, пели и струились
И непрерывной чередой
К мечте мерцающей стремились.

Бывало время пролетит,
И нет надежды на удачу,
Но вера страстная кипит –
И вот – успех! и вот – Задача!

И ты, взволнованный, глядишь
На это чудо воплощенья...
И снова ниспадает тишь,
Смиряя трепет и волненье.

(19.09.2014)


Семен Беренштейн. Германия. Галле.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вт Авг 15, 2017 10:46 pm

из моих стихов о шашках

Эта тайна Задачей звалась

Комбинация – взрыв и полет,
Как влекла она в сферы бескрайние...
Но однажды – крутой поворот:
Покорен был я новою тайною.

Эта тайна Задачей звалась –
Новый жанр со своими законами,
Где финалов поющая связь
Трансформаций лилась перезвонами.

В ней, навек покорившей меня
Вариантов живыми сплетеньями,
Лишь к плененью стремилась игра –
К высшей цели сраженья победного!

Никогда мне тот миг не забыть,
Когда вспышкой финала нежданного
Унесен был я в дивную высь,
Что манила мечтой лучезарною.

Вот когда я свой смысл увидал
В композиции безднах волнующих,
Где гармоний волшебных хорал
Зазвучал в моем сердце ликующем.

И с тех пор я уже никогда
Не встречал этих звуков прекраснее,
И за ними в безбрежную даль
Я уплыл всей душой своей страстною.

(18.09.2014)


Семен Беренштейн. Германия. Галле.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вт Авг 15, 2017 3:28 pm

из моих стихов о шашках

О этот мир очарованья

О шашки! В этот мир чудесный
Вошел я с детства давних лет –
В мир, зазвучавший мне как песня,
Плывущая с иных планет.

С какою радостью внимал я,
Над шашечной склонясь доской,
Тем звукам, что меня пленяли
И вечно звали за собой!

Полета комбинаций дивных
Познал тогда я красоту,
И магии той неизбывной –
И глубину, и высоту.

Как тех таинственных видений
Поток живой меня манил,
Когда звучал мне в упоенье
Хор полыхающих светил!

Когда, забыв про все земное,
Я плыл в бездонной вышине...
О шашки! – сладостной струною
Вcегда звучали вы во мне.

Да... тех далеких лет мечтанья
Не позабыть мне никогда...
О этот мир очарованья,
Что я пронес сквозь все года!

(17.09.2014)


Семен Беренштейн. Германия. Галле.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вс Авг 13, 2017 11:53 pm

из моих воспоминаний о шашистах

А.И.КОВРИЖКИН, М.Л.АШБЕЛЬ,

З.И.ЦИРИК


   Как-то вызывает меня к себе директор техникума, в котором я преподавал и вел шахматно-шашечную секцию, и говорит, что я должен выставить команду от техникума на общегородское командное соревнование по шашкам – такое указание сверху. В команде было, кажется, три человека и я в том числе. Соревнование началось с поздравления с юбилеем Анатолия Ивановича КОВРИЖКИНА, после чего началась игра. Когда мы встретились за доской с Анатолием Ивановичем, то я первым делом поздравил его с юбилеем и пожелал ему новых шедевров в шашечной композиции. Еще в детстве, когда я еще жил в Крыму, я познакомился с творчеством этого волшебника шашечных комбинаций. Его замечательную книгу «Комбинации на 100-клеточной доске» я изучил вдоль и поперек. Вот почему именно Анатолия Ивановича Коврижкина я пригласил в первую очередь выступить перед нашими студентами с лекцией и провести сеанс одновременной игры. Этот человек поразил меня сразу же. Я был потрясен его необычайной человечностью и простотой. Какая-то магия исходила от него – магия бесконечной доброты и глубинной человеческой мудрости. Лекция его была живая, легкая, остроумная, все слушали его с восторгом и восхищением. А потом начался сеанс одновременной игры. И здесь, переходя от доски к доске, он подбадривал своих соперников и всегда говорил добрые слова утешения проигравшим. Если же он видел, что кто-то особенно хочет выиграть у самого Мастера, то он предлагал ему ничью и затем с радостью поздравлял соперника. Причем радость эта букквально светилась в его глазах. Предложил он ничью и мне, явно не желая ронять мой авторитет в глазах моих учеников. На следующий год я снова приглавил Анатолия Ивановича, т.к. об этом меня очень просили участники шахматно-шашечной секции. И от второй встречи от него были все в восторге. Предлагаю одно из фото одной из этих втреч.
   После завершения сеанса Анатолий Иванович обязательно просил меня, чтобы я показал ему какую-нибудь свою задачу. К счастью, в моем архиве сохранилось и это фото.
   Из этого фото хорошо видно, как пристально следит Анатолий Иванович за перипетиями на доске, с каким неподдельным интересом вникает он в смысл неведомого ему жанра.
   Да, так вернусь к нашей встрече на соревновании. Она закончилась победой Анатолия Ивановича, хотя был момент, когда ему пришлось поволноваться, т.к., начав партию слишком беспечно, он через некоторое время обнаружил, что положение у него довольно небезопасное, но я не имел абсолютно никакого практического опыта, и поэтому упустил свои преимущества, а затем и проиграл, о чем я ничуть не сожалел, т.к. прекрасно понимал, что в игре с самим Коврижкиным я, конечно же, ни в коей мере соперничать не мог. Потом были и другие мои встречи за доской, об исходе которых я совершенно уже не помню. После окончания всех партий Матвей Леонтьевич АШБЕЛЬ, который, кажется, был судьей этого соревнования, объявил, что для окончательного выявления команды-победительницы необходимо сыграть еще несколько партий и что этот дополнительный тур состоится, кажется, через неделю. Затем Матвей Леонтьевич подошел ко мне и сказал, что я тоже должен буду сыграть одну партию и чтобы я обязательно пришел, т.к. именно от моей партии зависела судьба первого места. Я ответил, что постараюсь быть и, пользуясь случаем, пригласил Матвея Леонтьевича выступить перед нашими учениками, на что он охотно согласился.
   В условленный день (это было буквально через несколько дней после соревнования) Матвей Леонтьевич встретился с нашими учениками (к большому сожалению, у меня не сохранилось ни одной фотографии от этой встречи), а затем сказал мне, что мне предстоит играть с довольно сильным кандидатом в мастера и что мне для победы спортивного общества, от которого я выступал, достаточно лишь ничьей, а противнику необходима только победа. И этой ничьей я добился. Тут я вспоминаю, как я, еще будучи учеником школы, принял участие сразу в двух турнирах по переписке. Один был общий, в котором я играл вместе с Гарри ДАЛИДОВИЧЕМ, ставшим впоследствии мастером спорта по шашечной композиции, а затем и чемпионом СССР в задачном жанре и с которым мы с тех пор стали друзьями на всю жизнь. Так вот, в этом турнире я с треском проиграл. Второй турнир начался на месяц позже первого, и я к тому моменту уже накопил кой-какой опыт, что позволило мне выступить значительно успешнее. Это был тематический турнир по дебюту «Косяк». Литературы у меня не было абсолютно никакой. Я сам разработал ничейные варианты как за белых, так и за черных, и они все сработали, что позволило мне почти все партии свести к ничьей и набрать необходимое число баллов для получения первого разряда, наличие которого, кстати, тогда было непременным условием присвоения звания мастера спорта СССР по композиции. У меня сохранилась итоговая таблица  этого турнира, которую я и привожу здесь.
   Я вспомнил об этих своих первых (и единственных) встречах в игре по переписке в связи с тем, что в обоих случаях – и в тех заочных турнирах, и в решающей втрече за первое место в соревновании спортивных обществ – мне достаточно было достичь ничьей, и я этого добился. Итак, после успешного завершения моей решающей встречи ко мне подошел Матвей Леонтьевич, поблагодарил меня и за партию, и за отличную организацию его втречи со студентами техникума, и мы договорились, что через несколько дней он зайдет ко мне для окончательного оформления документов по этой встрече. Главный бухгалтер этого техникума был мой друг, и он всегда давал мне зеленую улицу в финансировании этих мероприятий. Да, так вот, когда Матвей Леонтьевич через несколько дней зашел ко мне, вот тогда то они и втретились – совершенно случайно – с Зиновием Исааковичем у меня. Помню удивление Зиновия Исааковича ЦИРИКА: Моня, а ты как здесь? На что последовало не меньшее удивление со стороны Матвея Леонтьевича: Зуня, а ты как здесь? После взаимного объяснения Зиновий Исаакович попросил меня показать им свои задачи. Приведу одну из них, которая Зиновию Исааковичу очень нравилась:
"64", №7, 1975 г.

Примечание:

Эти мои воспоминания впервые были опубликованы 13.08.2011 на сайте "ШвР" в теме "Не стало Зиновия Цирика" ( http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-1762-postdays-0-postorder-dec-start-15.html )

Семен Беренштейн. Германия. Галле

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вс Авг 13, 2017 12:22 pm

из моих воспоминаний о шашистах

АРТЕМ КАЛФАКЧИЯН

   Самым первым шашистом, с которым я познакомился в Харькове, был мастер спорта Артем КАЛФАКЧИЯН. Это был август 1968 г. В техникум я поступил без экзаменов, т.к. школу окончил с золотой медалью, а примерно через неделю, сдав на отлично немецкий язык, поступил и в университет на факультет иностранных языков. Жил я тогда в общежитии техникума, примерно в 50 метрах от него жил Артем, который почти каждый вечер приходил во двор этого общежития. Двор был очень большой и весь в зелени. Там была большая спортивная площадка, и Артем любил поиграть в волейбол. Во время игры он беспрерывно шутил, юмор у него бесподобный. Когда игра заканчивалась, его окружали и абитуриенты, и выпускники техникума, которые тоже приходили пообщаться с Артемом, и завороженно слушали его потрясающие истории. Таких рассказчиков, как Артем, я больше никогда не втречал. Слушать его можно было часами. Иногда он с кем-нибудь играл и в шашки. Но и играя, он непрерывно шутил и рассказвал какие-нибудь веселые истории из жизни шашистов. Как правило, он или проигрывал, или делал ничью, каждый раз по-доброму поздравляя соперника. Как-то, наблюдая за моей игрой, он спросил меня: разряд есть? Я сказал, что первый, и он предложил сыграть с ним. Я ему сразу сказал – только не поддаваться. Он спросил: а не обидишься? Я говорю: нет. Он выиграл несколько партий и сказал: не расстраивайся, просто у меня разряд немного выше твоего, я мастер спорта (ему тогда было 23 года). Позже я узнал, что Артем Калфакчиян был мощным аналитиком, в те годы он был известен своими яркими аналитическими находками (он их называл «шлифами» – сокращение от слова шлифовать) в самых разных, казавшихся до того незыблемыми, дебютных вариантах, чему, кстати, была посвящена специальная статья в ж. «Шашки». О его аналитическом даре говорил мне и Зиновий Исаакович ЦИРИК. Жаль только, говорил он мне, что Артем из-за астмы не смог проявить себя в полную силу как практик. Именно от Артема я узнал о шашечной жизни Харькова – города, считавшегося тогда шашечной Меккой всего Союза. И хотя его истории из жизни шашистов были неизменно веселыми, пронизанными его неистощимым юмором, но юмор этот всегда был исключительно добрым, за ним всегда чувствовался величайший пиетет к собратьям по цеху.
   Я вспомнил об Артеме Калфакчияне в связи с тем, чтобы стало понятно, почему, когда у меня появилась возможность приглашать известных мастеров на втречи в наш техникум, я не мог не пригласить и его. В то время их дом уже давно снесли, и Артем жил в другом районе города. Он был рад моему звонку и охотно принял мое приглашение. Рад был и я через много лет вновь увидеть своего старого друга. Приведу несколько фото этой встречи.

Лекция

Ответы на вопросы

Сеанс
   Это фото фиксирует уже финиш сеанса. Осталась последняя партия. Похоже, что здесь блиц-криг не вышел, и у сеансера победы уже явно не будет. Да и соперник у него не обычный. Артем этого не знал, а я, конечно же, знал. Это был один из ярчайших этюдистов – Василий ТЕЛЬПУК.
Примечание:

   Эти мои воспоминания впервые были опубликованы 14.08.2011 на сайте "ШвР" в теме "Не стало Зиновия Цирика" http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-1762-postdays-0-postorder-dec-start-15.html

Семен Беренштейн. Германия. Галле.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Сб Авг 12, 2017 8:04 pm

Отзыв Н.Н.Пустынникова
о статье
«Размышления о задаче»


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Сб Авг 12, 2017 10:16 am

из моих статей о
шашечной композиции

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗАДАЧЕ

ч.3


"ДОВЕДЬ", сентябрь, 1992 г.


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Пт Авг 11, 2017 1:01 pm

из моих статей о
шашечной композиции

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗАДАЧЕ

ч.2


"ДОВЕДЬ", апрель, 1992 г.


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Чт Авг 10, 2017 11:30 am

из моих статей о
шашечной композиции

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗАДАЧЕ

ч.1


"ДОВЕДЬ", ноябрь, 1991 г.

Замечание: среди неточностей, возникших при печатании моей рукописи этой (первой) части статьи, особо хочу отметить одну существенную, а именно: в термине "разделение-объединение", вместо дефиса, везде, к сожалению, ошибочно напечатано тире. В последующих частях эта неточность была устранена.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вт Июл 18, 2017 10:59 pm

из моих статей о
шашечной композиции

МАГИЯ  ТВОРЧЕСТВА

* * *

О задачном творчестве

Леонида Викторовича Свербиненко


   Его имя еще никому не было известно, а я уже знал, что в мир шашечной композиции пришел Гений! Леонид Свербиненко! Мой единственный ученик! Удивительное открытие моей жизни! Главное мое творческое открытие!
№ 2

Одесский конкурс, 1991 г.,

VII Чемпионат Украины, 1992 г.



Запереть две простые

cd2! (a:c3), g5!, d2, e7, g3 [c3, h4];

A  (e:c3), g5, h:b6, g7!, bc5!, a:d6, g3, ae5, ed4, fg1, df2 [g3, h2].

   Такое сочетание было, но такой красоты – нет!!!
№ 3
VII Чемпионат Украины, 1992 г.



Запереть две простые

g5! (h4), g7, a1!, a7:g7!, e7, g3, g3 [b2,h4]!!

(h6), ab4!, g5!, g7, he5, e5, g3, h4, g3, g1 [a3, h2]

   Ничего прекраснее в задачной композиции в русских шашках я не знаю. Всякий раз, когда я смотрю на этот шедевр, мне кажется, будто я слышу волшебную музыку Моцарта...
№ 6



Запереть простую

df6! (d2 A), e7, e5 [g7!!!]

A  (f4/g3), b8!, g7!, d6, c1, a5, b4, gb2 [a3].

   Полет в запредельность!
№ 8

VII Чемпионат Украины, 1993 г.



Запереть простую

13-8 (2 A), 17!, 7, 21, 42!, 44, 30, 49 [40];

A  (35), 31!, 17, 7, 21, 31, 19, 39, 49 [44].

   Чудесное воплощение редчайшего сочетания финалов!
№ 10



Запереть две простые

   Честно говоря, рука не поднимается печатать цифры. Кажется, что сама Гармония предстала перед тобой и заворожила своей невыразимой магией красоты. Но что поделаешь, если выразить ее можно лишь только таким прозаическим способом.

   Итак, решение:


38, 27 (2 A), 1!, 40, 9-14!, 44:31!, 40, 35, 19 [10!!,44!!];

A  (7), 41!, 9-20!, 15:31, 3, 1!, 14, 39, 39-44 [40,45].

   И вот под волшебные аккорды этой вдохновенной Симфонии Красоты я и завершаю свой рассказ о моем ученике, о гениальном творце шашечной гармонии Леониде Викторовиче Свербиненко.

Семен Беренштейн. Германия. Галле. 26.09.2008.
Первая публикация — на сайте "ТАВЛЕИ", 28.09.2008.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вс Июл 16, 2017 7:55 pm

из моих статей о
шашечной композиции

БЕЗДОННОСТЬ КРАСОТЫ

* * *

О задачном творчестве

Юрия Викторовича ГОЛИКОВА


   Юрий Голиков... По ослепительной яркости дарования, по тому взрывному эффекту, которое его творчество оказало на развитие задачной композиции, его можно сравнить, пожалуй, лишь с гениальным Александром Шошиным. Так же, как и А.Шошин в конце XIX века открыл невиданные дотоле пути развития, создав непревзойденные шедевры задачного искусства в русских шашках, так и творчество Ю.Голикова в 70-х годах ХХ столетия стало поворотным пунктом в развитии этого жанра в шашках международных.
№3

Ю.Голиков

IV Чемпионат СССР



П

21 (27 А), 44, 29, 15:24, 38 [33];

А (7), 34, 42-29, 24, 29 [44].
  Взгляните на это исполенное эфирной легкости и свободы волшебство. Какая невероятная естественность и простота конструкции! Какая цельность и грациозность! Трудно даже себе представить, что за этой элегантностью и простотой скрывается энергия такой эстетической мощи, чей взрывной эффект под силу выразить разве что конгениальной формуле e ═ mс2. И это притом, что решение ее такое невероятно простое, такое фантастически естественное. Вот это и есть магия истиного искусства – синтез естественного, с виду простого и непритязательного, и сверхъестественного – загадочного, таинственного и непостижимого. Но чтобы достичь такого синтеза, нужна поистине гениальная способность проникать в самые сокровенные тайны гармонии и, постигая «ее закон, ее начало», воплощать ее уже в живой плоти конструктивного синтеза конкретных схем и механизмов.

   Вглядитесь в динамику решения этой задачи. Подударные цепи, механизмы, финальные удары обоих вариантов – все максимально интегрировано. Вот она мощь голиковской интуиции – интеграция, доведенная до крайней точки, когда ничего лишнего, когда все, будто выйдя из единой праосновы, готово ко всему, и когда остается лишь самая малость - механизм разделения-объединения, тот чудодейственный механизм, лежащий в основе любой системы, который только и способен превратить безжизненную схему в целостный, подлинно живой организм. Но и здесь, на этом, самом волнующем, этапе, от которого зависит «быть или не быть», Голиков демонстрирует свое отточенно-филигранное искусство. Глубинную интеграцию он дополняет тончайшей темпово-игровой дифференциацией и на этой основе создает венчающий этот величественный замысел вариантно-разделительный механим, который и позволил запустить разворачивающийся на наших глазах взаимотрансформационный поток поистине бездонной гармонии и красоты.


№ 6
Ю.Голиков
Первый открытый чемпионат
Узбекистана
по шашечной композиции
1992 г.



П

31-37 (41 А), 31, 16-27, 42-37, 18, 42, 7, 39, 40, 33, 49 [44];

А (46), 48-43, 18, 21, 7, 17, 44-40, 37, 36, 47 [38].
  Здесь поражает все – и парадоксальное сочетание финалов, и идеальная игра, и тончайше дифференцированный вариантный механизм, и совершенство формы – все, что называется, сошлось, как сказал поэт, «звено в звено и форма в форму» (Николай Заболоцкий «Метаморфозы»). И все же самое главное здесь не это. Это всего лишь как бы закономерное следствие чего-то более глубокого – того, что лежит в самой основе этого поразительного совершенства и что само по себе уже обладает самостоятельной эстетической ценностью. И таким структурно-эстетическим центром является парадоксальный финальный механизм, чуть было не сказал, главного варианта, но в том то и весь парадокс, что при наличии столь разделенных финалов нет здесь главного варианта, как нет и обычной при такой разделенности пространвенно-структурной двуцентровости базовых финальных механизмов, объединяемых вариантно-переходным комплексом, а есть совершенно невероятно интегрированный единый финальный механизм, который, благодаря парадоксальной (употребляю это слово уже в четвертый раз, но иного здесь ничего не подобрать) своей организации одновременно и объединяет, и разъединяет оба эти финала. Подобная предельная интеграция уже встречалась в задаче Ю.Голикова (см. задачу № 3), но там при всей ее парадоксальности она все же воспринималась как естественное продолжение интегративной логики подударных цепей. Здесь же меня не покидает какое-то мистическое чувство сверхъестественности, соединившее в себе и трепет, и восхищение, и изумление. Видно такова таинственная природа гениального творения, что его воздействие выходит далеко за рамки чисто эстетического, затрагивая глубинные сферы эмоционально-психологического.
Семен Беренштейн. Германия. Галле. 01 – 07. 12. 2007.
Первая публикация — на сайте "Шашки в России", 07. 12. 2007.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Сб Июл 08, 2017 2:07 pm

из моих статей о
шашечной композиции

ОТКРОВЕНИЕ  ГЕНИЯ

* * *

к 70-летию Бориса Ивановича Волкова
[21.11.1938 – 28.04.1997]


   Экспрессия и Красота – вот полюсы творчества Бориса Волкова! Эстетическая Мощь – вот его интеграл! В каком бы ключе он ни создавал свои произведения – от острокомбинационных до масштабно-позиционных, от миниатюр до многофигурных – это, как правило, были образцы высшего эстетического накала, многие из которых навсегда вошли в золотой фонд задачного искусства.
   Направление поиска Б.И.Волкова я бы определил как финало-эстетическую экспансию, суть которой – в оригинальной реализации все новых и новых эффектных финалов. Задающим вектором этого творческо-поискового двуединства была, безусловно, эстетика финала. Вот почему абсолютное большинство композиций Бориса Волкова – это именно задачи со сложными, яркими, оригинальными и парадоксально-эффектными финалами. И все же это было именно двуединство, т. к. – при всем определяющем значении эстетики финала – его высшим творческим кредо всегда был принцип максимального эстетического эффекта, то есть не просто реализация эффектного финала, но его неизменная реализация в органичном единстве с ярким механизмом и идеальным совершенством формы. Но если идеальное совершенство формы – это нередко дело случая и удачи, то механизмы – это всегда сама суть композиторского стиля, и именно эта сторона творчества Б.И.Волкова всегда была равновеликой эстетической мощи его феноменального финало-структурного дара. Если эстетику финала я определил как задающий вектор творческого поиска Б.И.Волкова, то эстетику механизма я бы назвал его мотором, сообщившим ему размах и мощь подлинной экспансии.
   И это была действительно экспансия – яркая, мощная, многогранная! Она охватывала весь спектр заданий, начиная от запирания одной простой до сложнейших дамочных заданий, все многообразие жанрово-стилевых разновидностей – комбинационные, позиционные, двухвариантные, многовариантные задачи, задачи-миниатюры, задачи в поддавки, разнообразие шашечных систем – русские, международные, 80-клеточные. Причем особое напряжение этой экспансии сообщал тот факт, что она развивалась сразу в двух – одновременно и противоположных, и взаимодополняющих – направлениях: в финало-экстенсивном и финало-интенсивном. Если первое направление – финало-экстенсивноe – обеспечивало механизменную реализацию все новых и новых финалов, то второе – финало-интенсивное – все новое и новое механизменное воплощение одного и того же финала. И именно такая объемность этой экспансии позволила реализовать ее главную цель – максимальный эстетический эффект – с наибольшей полнотой.
   Но Б.И.Волков был не только новатором-творцом. Прежде всего это был Творец-Художник! И именно эстетическая мощь его творчества была его самой сокровенной сутью. Поэтому, говоря о синтетической природе его художественно-композиционного дара, следует особо подчеркнуть, что высшей степенью ее проявления был тот интегральный энерго-эстетический синтез, который вобрал в себя не только его уникальный структурно-механизменный дар, но и его поистине запредельный дар высшей гармонии, благодаря которому только и может твориться подлинно великое искусство.
 
№4

Одесский конкурс, 1991 г.



П

bc3! (b4 A), f4!, e5!, gf2, bc5, hf6, a5, e1 [g3];

А  (b2), e7!, g7, e3, hf6!, d2, e1, f2 (h4 B), hg3 [h4];

В  (f4), hg3, g1 [h2].

   Открыт совершенно новый трансформативно-игровой подход! Привод (!) на поле g3 здесь происходит не в вариантном, как в № 2, а глубже и тоньше – в переходном механизме. Вряд ли кому-либо удастся такое повторить!
   Это один из высших образцов задачного искусства.
№9

VII Чемпионат СССР, 1990 г.



П

h6! (d6 A), b:e5!, g5!, d4! [f6];

А  (e3), f4!, g7!, fg5, be5, f6, d4, g3, g1 [h2].

   Лишь один раз этот поистине запредельный финал покорился гениальному А.К.Ефремову («64», № 3, 1935). Много лет он оставался неприступной вершиной задачного искусства. И только Борис Волков – через 55 лет! – смог взойти на нее еще раз! И как всегда – это был принципиально иной путь! Открыв парадоксально-оригинальную структурно-механизменную основу, он сумел раскрыть ее альтернативно-игровой потенциал и блестяще его реализовать! Вот она мощь его энерго-эстетического синтеза!
№11

«Шашки», 1982-11-2523
V Чемпионат СССР, 1983 г.



Д+П

ec3 (g3 A), h2!, b4!, f4, fd2 [(b2),c3];

А  (h2), ab4!, c5!, d4!, f4, cf2 [(h2),g3].

   Один из прекраснейших шедевров задачного искусства! Магия его обаяния непередаваема! Один из самых эффектных финалов в этом задании реализован не только с изумительной простотой, не только в невероятном финало-альтернативном сочетании, не только в ослепительном комбинационном блеске, но воплощен как симфония, как поэма – как высший идеал совершенства!
№12

«Dambrete», 1970-5-616



Д+П

   Взглянув на эту позицию, я подумал – видно, какая-то банальная позиционная скука с заурядными финалами. Но ведь автор-то ВОЛКОВ! Итак – решение!

fd4! (a7 A), cf4!!, h4!, fe7!, c7! (e7), d8, a5 – !!! – [(b6),a7];

А  (b4), a5, cf4!, b2!, cb4!!, b4!, cd6!, b8, h6, c1, f8, b2, g7, e5, c3, c1 [(a1),b2].

   Чтобы в такой – зауряднейшей – позиции скрывался ТАКОЙ финал! Это уму непостижимо!
№13

«Dambrete», 1963-6-4
третий конкурс журнала «Dambrete»
2-й приз



Д+П

   Ясно, что здесь что-то необычное, но что?!

ab6 (с7:a5 A), bc7, d6-c5, a7, he3, d6, b8, g3 – !!!!!!! – [(g1),c3] –
Никогда ничего подобного я представить себе не мог!

А  (c3:a5), db4, b4, f8, e7, g7, g3, a3, a1-b2, d2, b2, fe3, c3, c1 [(a1),b2].

   Невообразимая красота!
№14

«Dambrete», 1964-6-21
третий конкурс журнала «Dambrete»
3-й приз



Д+П

   Напряжение чувствуется с ходу. Но какой здесь может быть финал? Похоже, что дамка на h8 с простой на f6. Но не может быть, чтобы ВОЛКОВ ради такого, хотя и интересного, но все же не супер-финала мог пойти на готовый удар в начальной позиции. Что-то тут не то.

РЕШЕНИЕ!!!

hg3 (h4 A), d2, eg7, c3, ce5!!!, d6!, g5 – !!!!!!!!!!!!!!!! – [(h4),f6];

А  (h8), h2, ed6, d6-c5!, g3, d6, e1, b2, d2, e1 [(g1),f2].  

   Поистине творение Гения! Слова здесь абсолютно бессильны...
№15

VII Всероссийский Конкурс, 1975 г.
(«Шашки», 1975-12-1759)
1-е место



2Д+П

   Я помню то волнение, которое охватило меня при первом же взгляде на эту задачу. Как это может быть, чтобы столь сложное в русских шашках задание сочеталось с такой невероятной простоты позицией?! Уж не ошибка ли это? Но что-то мне подсказывало, что само имя автора этой задачи и ее удивительной гармонии и необычности форма залог того, что передо мной нечто и реальное, и ирреальное одновременно, и решение это мое предчувствие полностью подтвердило.

g3! (f2 A), b8!, a1-b2!!, c3!!, bf4!, fd2 – !!! – [(a1,b2),c3];

А  (f6), ef2!!, b8, e5!, h2!, c1, d2, c3 – !!! – [(e1,g1),f2].

   Открытие парадоксально-оригинального финала (главный вариант) и эффектное объединение его с редчайшим финалом дополнительного варианта – одно из ярчайших чудес задачной композиции в русских шашках!
   Последнюю в этом обзоре задачу-64 Бориса Волкова я даю не без страха, т. к. хорошо понимаю, что сверхсложность ее решения может отпугнуть читателей этой статьи, и все же, несмотря на это, я не могу не привести ее, поскольку, наряду с тем, что это сама по себе одна из прекраснейших шашечных задач, это еще и замечательный образец его изумительного позиционно-механизменного искусства.

№17

«Шашки», 1977-10-1978



Д+4П

b6, d8 (h6 A), d8-c7, ed4, f8, de5!, h6!, fg5!!, h4, de7!, g7, g3, e3, b8, a7 (f4), e3, e3-f2, g1 [(c1),b2,c3,d2,h2];

А  (c7), b8, bc7, ab8, b2!, g7, e5, ba7, c1!, c7!, ce3, ab6, b6-c5, e1-d2!, f4, cf2 [(e1),a5,g3,h2,h4].


   Немыслимая глубина этой задачи в сочетании с ее эффектно-оригинальным финало-трансформативным комплексом производит неизгладимое впечатление!
№19

«64-Шахматное обозрение», 1980-18-1211



2Д+2П

29-1! (42 A), 27-13!, 19-32!, 47, 7, 20, 30, 39-43 [(42,49),35,38];

А  (47), 10!, 36-41!, 7, 20, 48-42, 30, 48, 44-49, 49-38, 41 [(36,47),16,42).

   Здесь все необычно: оригинальность конструкции, парадоксальные финалы, небывалые механизмы. Здесь все совершенно: и чеканная игра, и идеальная форма. Здесь все впечатляет: и величественный замысел, и мощная энергетика его воплощения. Здесь все завораживает: Фантазия, Логика, Гармония. Здесь все прекрасно!
   Почти тридцать лет прошло с момента появления этого одного из величественнейших и прекраснейших образцов задачного искусства, но его эмоциональное воздействие не только не уменьшилось, но, наоборот, еще более возросло, ибо из одномоментного шока парадоксальности открытия оно с течением времени трансформировалось в глубинное чувство непреходящего откровения.
   Да, вот оно и название для статьи, которое я так долго искал, – Откровение Гения!
Семен Беренштейн. Германия. Галле. 2008.
Первая публикация — на сайте "ТАВЛЕИ", 2008 г.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Ср Июл 05, 2017 3:35 pm

из моих статей о
шашечной композиции
МУЗЫКА... ВОЛШЕБСТВО... ГАРМОНИЯ...

* * *

О задачном творчестве Международного гроссмейстера по шашечной композиции, Заслуженного артиста Украины
Сергея Юрьевича ЮШКЕВИЧА

"Две тайны – музыка и шашки..."

(Семен Беренштейн. «Маэстро»)


№2

"ШАШЕЧНЫЙ МИР", №2, 1998.



Д + 2П

26 (22:31 A), 3, 03:13, 18, 45:01, 48:39, 26-12, 01:34, 48 [(47),36,42];

A (42:31), 26:03, 2 (29 A1), 50, 48:26, 28, 37, 12, 15, 47 [(46),36,41];

A1 (22:31) 48:26, 50, 28 ... вар. А... [(46),36,41].

(Задача составлена 25.06.1997.)
  Итак, вслушайтесь, как чарующи скрипичные мелодии изысканных спиралевидных полетов дамок... как щемяще тремоло ударов на большинство... как динамичны упругие ритмы вариантно-игровых взаимотрансформаций... и как волнующи заключительные аккорды поражающего своей смелостью и оригинальностью главного финального механизма! Это ли не музыка! Это ли не возвышеннейшая симфония рацио и чувства, логики и фантазии, алгебры и гармонии!
Семен Беренштейн. Германия. Галле. 2007.
Первая публикация — в газ. "Русский Базар" №6 (564), 2007 г.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вс Июл 02, 2017 5:01 pm

из моих статей о
шашечной композиции
ВЛАСТЕЛИН ГАРМОНИИ

* * *

О задачном творчестве

Григория Николаевича

ШИЛО

... И бездну перекоса
И запредельного смятенья
Взрывает чудо парадокса,
Чью тайну знает только гений.
(С. Беренштейн «Маэстро»)
4. ГАРМОНИЯ ПАРАДОКСА
  Следующая задача – одно из поэтичнейших творений задачного искусства.
Задача №3

Чемпионат Литвы

(1990 г.)



Запереть дамку и простую

9! (46А), 30!!!, 40, 39, 47-38, 37, 47 [(46),41];

A (49), 19, 28, 38, 48 [(49),43].
  Вот смотришь на эту позицию и вроде ничего необычного. Но ведь какая в ней музыкальность! Кажется, будто и не задача это вовсе, а плывущие из каких-то неведомых миров величественные аккорды органных хоралов Баха, которые ты не только слышишь, но и видишь во всем богатстве их мерцающего великолепия.
  И уже сам первый ход – 9(!) – это мелодия! Волшебная, завораживающая, трепетно-лучезарная! И уже здесь хочется воскликнуть:


Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
(«Фауст». Гёте)

  Но что-то тебе подсказывает, что за ТАКИМ вступлением, за ТАКОЙ прелюдией тебя ждет нечто еще более захватывающее, и ты мысленно произносишь совсем другие слова – слова устремленности и надежды:

Лети, мгновенье, вдаль и ввысь.
Не говорю: «Остановись»,
А заклинаю ежечасно:
«Лети, мгновенье. Ты прекрасно»
(«Мгновение. Еще мгновенье...». Л. Миллер)

  И вот, на первый выбор черных – (46) ты, согласно такой стройной, такой простой, такой надежной в своем дедуктивном предвидении логике, ожидаешь новую гармонию – гармонию рождения финала. И ты действительно уже слышишь приближающиеся издалека ее узнаваемо-светлые аккорды, которые манят словно мираж... Да, конечно же, вот он и финал уже выплывает на горизонте – [(46),41]. Вот, вслед за ним, и финальный механизм – такой легкий, такой простой – стоит лишь перевести черную простую с поля 25 на поле 41, и цель достигнута – финал готов. А вот как раз и темп под рукой, благодаря которому этот такой очевидный механизм так или иначе будет воплощен в жизнь. Но! именно в этом «так или иначе» как раз то и загвоздка. Да, у белых темп. Но как же им воспользоваться? Ведь вдруг оказывается, что ни одна из направленных на это попыток к результату не ведет и что все эти и простота, и легкость, и очевидность, увы, всего лишь мираж. Но все ведь так естественно, так логично... Да, логично, да только вот творчество в логику не вмещается! И вот тут-то, увидев, что логика не работает, или, как говорят немцы, не функционирует, что мир явно перевернулся, что алогичен он, что простота вдруг обернулась диссонансом непреодолимой проблемы, и... когда впору опустить руки и отчаяться, вот именно в этот самый миг... мне и вспомнились строки:

Но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер.
(«Дидона и Эней». И. Бродский)

  И вот он выход из логического тупика! Вот оно решение! Невероятная! Парадоксальная! Сверхяркая комбинационная вспышка-молния – 30(!!!)! Там, где оказалась бессильной логика обычная, естественная, там сработала логика сверх-естественная! Логика Парадокса! Логика Гения! И вот он ее алгоритм –  «Есть упоение в бою» (Пушкин)!  И вот она магическая формула творчества этого подлинного Властелина Гармонии: «ГАРМОНИЯ – ДИССОНАНС – ПАРАДОКС – ГАРМОНИЯ»! И вот он тот самый миг, когда, изумленный, ты восклицаешь:

«ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ, ТЫ ПРЕКРАСНО!»



Последний раз редактировалось: SB (Ср Июл 19, 2017 1:58 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Ср Июн 28, 2017 8:32 pm

из моих статей о
шашечной композиции
from my articles
on draughts composition
ПАРТИТУРА ГИМБУТАСА
THE SCORE
BY GIMBUTAS

"Нет творчества без разрушенья"
(Игорь Северянин. «Гармония контрастов»)
"There's no creation without destruction"
(Igor Severyanin, "Harmony of Contrasts")
   Это был шок! Как?! В одночасье! Десятилетиями казавшиеся незыблемыми ярчайшие образцы задачного искусства! Уничтожены!!! Я не мог в это поверить. Смотрел еще и еще раз. Нет, все верно. «Железной», неумолимой логике компьютерного расчета эмоции неведомы. Бесстрастная программа, прокрутившая в своих непостижимых hard- и soft-недрах бесчисленные варианты, бесстрастно выдала результат: несть ни заурядности, ни гениальности – есть лишь забракованные и незабракованные позиции, только и всего.

Но впечатление шока было не единственной моей эмоциональной реакцией, пронзившей меня при первом просмотре новой – девятой – части (посвященной, в отличие от предыдущих, задачам) «Антологии Ошибок» (2007 г.) Антанаса Гимбутаса. Не менее сильным было ощущение того поистине мистического ужаса, которое исходило от самой этой грандиозности и глубины развернувшейся невероятной сложности панорамы аналитических вариантов, представлявшей собой завораживающее зрелище: все новые и новые разветвления, все новые и новые механизмы, все новые и новые их сцепления и метаморфозы... Какая смелость, какая точность, какая слаженность... и какая магическая красота этой захватывающей дух внечеловеческой логики разрушения!
   It was a shock! In no time!  Some of the finest examples of the zadacha-composition art! Destructed!!! It was unbelievable. I looked at it again and again. But, alas, all was true. The "iron", inexorable logic of the computer calculation knows no emotions. A passionless program, having replayed in its "hard" and "soft" depths innumerable variations, produced the result: there is neither ordinariness nor greatness but only correct or incorrect compositions — and nothing more.

   But the impression of shock was not the only emotional reaction that pierced me when I first looked through the new, the 9th, part (in contrast to the previous parts, this one dealt with zadachas) of the "Anthology of Errors" (2007) by Antanas Gimbutas. Not less powerful was the feeling of that really mystical horror which came from the very grandeur and depth of the incredibly complex analytical-variation panorama that unfolded itself as a dazzling spectacle before me: ever newer branchings, ever newer mechanisms, their ever newer linkings and metamorphoses. What audacity! What exactness! What coordination! And what magic beauty of that breathtaking non-human logic of destruction!

ZADACHA-TWINS

Dedicated to

ANTANAS GIMBUTAS


(a)
(b)

((a)→(b): 37↔43)
(c)

((a)→(c): 37↔42, 44→man)


[25]

[42]

[43]


[25]

[45]

{42}


[25]

[45]

{43}
BLOCK 1 MAN
17- 11, 12 (17 А), 22,
14-10, 10, 8, 11, 7
(12/15 B), 25-30, 28,
10, 9, 48, 49

[43]

B (30), 50, 16, 18, 33,
16:20, 48

[42]

А (21), 41, 32, 8, 7, 33, 9,
25-30, 35, 10, 20, 35-30

[25]



Note:

With 37→man, — compositional Part.Cook:

17- 11, 12 (17), 22, 31, 9, 18, 8, 27, 7, 13, 49, 31, 8, 15, 20, 17, 35, 40, 50
[45]
17- 11, 12 (17 А), 22, I 31, 9, 18, 8, 27, 7, 13, 49, 31, 8, 15, 20, 17, 35, 40, 50
[45]

А (21), 41, 32, 8, 7, 33, 9, 25-30, 35, 10, 20, 35-30
[25]


I 14-10?, 10, 8, 11, 7 (12/15! I-A);
I-A (30?), 50, 16, 18, 33, 16:20, 48
{42}
17- 11, 12 (17 А), 22,I 31, 9, 18, 8, 27, 7, 13, 49, 31, 8, 15, 20, 17, 35, 40, 50
[45]

А (21), 41, 32, 8, 7, 33, 9, 25-30, 35, 10, 20, 35-30
[25]


I 14-10?, 10, 8, 11, 7 (30! I-A);
I-A (12/15?), 25-30, 28, 10, 9, 48, 49
{43}


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вт Июн 27, 2017 11:52 pm


ПО НОТАМ ШАШЕЧНЫХ ХОДОВ

1
Когда тоска иль неудачи
Меня преследуют порой,
Тогда лишь в шашечной задаче
Я обретаю свой покой.

Лишь в ней – в гармонии бездонной,
Пространств пронзая даль и лет, –
Нирваны чудом животворным
Струится мне отрадный свет.

Какое дивное творенье –
Игра свободы и ума!
Каким таинственным виденьем
Здесь будто жизнь течет сама!

Здесь предо мной, как на пуантах,
Мой зачаровывая взор,
Парят, сплетая вариантов
Непредсказуемый узор,

Ходов мерцающих потоки –
И я как будто унесен
Туда, где в сердце одиноком
Тот давний детства льется сон.


2
Чем для меня – земной букашки,
Носимой по ветру судьбой, –
Чем для меня явились шашки?..
Я вспомнил вдруг: небес трубой

Они во мне заклокотали,
Взрывая яростную боль,
И, разрывая круг печали,
На жизнь воззвали и на бой.

И вот над шашечной доскою
Склонюсь лишь только – и полки,
Ведомые небес игрою,
Суровы, смелы и легки,

Вперед – в последнее сраженье
Идут за рядом новый ряд.
Здесь все: атаки, окруженья,
Прорывы, воля и азарт.

И мысль, свободная, как чувство,
Здесь верой страстною влечет, –
И тактики живой искусство
Венчает планов тут расчет.

Но здесь – особая задача.
Здесь цель – не просто победить.
Победа «просто» – неудача.
Сраженья цель – одна: пленить.


Но что бывает горше плена –
Кому на свете то не знать?
Здесь высшей пробы платят цену,
Чтоб доли этой избежать.

Здесь жизни высший смысл поставлен
На карту яростной судьбой:
Свобода – вот небес посланье!
Вот отчего клокочет бой!

И в упоенье этой битвы
Я все земное забывал
И небу возносил молитвы
Сквозь творчества девятый вал.

Те бренные взрывая путы,
Которые послал мне рок,
Я в эти дивные минуты,
Как самый главный свой урок,

Всегда твердил одно и то же
Сквозь вихри огненные битв:
Свобода – вот она, о Боже!
Святая цель моих молитв.

Всей жизнью за нее платить я
Готов, чтоб избежать цепей, –
Лишь за нее иду на битву
Я каждый миг судьбы своей.


3
А миг любой – как ход нежданный:
Всегда – прорыв иль западня.
Но всюду нитью Ариадны
Была надежда для меня.

И в лабиринте всех сплетений
Коварных замыслов любых
Она истоком озаренья
Была на всех путях моих.

С ней я бесстрашно опускался
В те запредельные миры,
Где предо мною открывался
Волной причудливой игры

Поток, не воплощенный жизнью,
Чей, уплывающий в туман,
Финалов, схем и механизмов
Необозримый караван

Я, как в магическом кристалле,
Душой плененной созерцал,
И где аккордам идеала
Я с замиранием внимал.

В том многозвучии аккордов
Тех сфер незримый музыкант
Вел партитуру переходов
Из варианта в вариант,

И на неведомом органе
По нотам шашечных ходов
Он контрапунктами финалов
Хоралы тех творил миров,


Чьи тайны я постичь стремился,
Желая страстно в них найти
Исполненные новым смыслом
Те сокровенные пути,

Что вечно манят, как виденье,
Сквозь несмолкающий прибой
Сомнений всех и всех прозрений
Игрою бездны роковой.

И тайны искра, что добыл я,
Миров тех запредельных весть –
Как откровение и символ,
Как зов неукротимых бездн,

Неугасимого девиза
Пронзила огненной стрелой:
Мне высший дар отныне вызов –
Будь он небесный иль земной!

И пусть по воле провиденья
Предуготован горький плен,
И неизбежно пораженье,
И не восстать уже с колен,

То и тогда – последним вздохом,
Последним стоном злой судьбы,
Последних сил сзывая крохи,
На хрипе горестной трубы –

Я возвестить без сожаленья
Успею болью всех утрат:
Ни смерти нет, ни поражений,
Коль рок свой встретишь как солдат.


4
О шашки, шашки!.. Жизнь, игра ли? –
Умом того мне не постичь.
Лишь только знаю, что едва ли
Забыть смогу тот дивный клич

И тот огонь очарованья,
Которым с детства был пленен.
О шашки!.. Дар небес случайный –
Судьбы моей волшебный сон.


5
Но жизнь прошла, как сон туманный...
И вот в далекой стороне
Задачи шашечной нирвана
Опять порой звучит во мне.

И хоть былого нет азарта,
А лишь безбрежная печаль,
Я сквозь глубины вариантов
Все так же всматриваюсь вдаль.

И веруя, что не букашкой
Я завершаю свой финал,
Я уношу с собой вас, шашки,
Как бездн немолкнущий хорал.


Семен Беренштейн. Германия. Галле. 2004.
Стихотворение впервые было опубликовано в газ. "Русский Базар" №53 (453) 2004 г.

SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вт Июн 27, 2017 10:22 am

из моих стихов о шашках

Как я любил сидеть в тиши,
Заботы все свои оставив,
Над шашками — моей души
И утешеньем, и отрадой.


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Пн Июн 26, 2017 9:05 am

из моих четверостиший
к проблемам С. Перепелкина

Аккордам комбинаций вдохновенных
Я с трепетом внимал,
И тайны творчества волшебные
Я сердцем постигал.


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Вс Июн 25, 2017 5:28 pm

из моих четверостиший
к проблемам С. Перепелкина

Комбинация хороша!
Сколько в ней огневого задора!
И поет, созерцая, душа
Эти дивных полетов узоры!


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Сб Июн 24, 2017 9:02 pm

из моих четверостиший
к проблемам С. Перепелкина

О том, что не игра, а битвы пред тобою
Кульминация,
Ты забываешь, восхищенный красотою
Комбинации!


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Пт Июн 23, 2017 7:41 pm

из моих четверостиший
к проблемам С. Перепелкина

Фантазии Художника-Творца
Предела нет!
Его творения пронзают нам сердца
И дарят красоты волшебный свет!


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор SB в Чт Июн 22, 2017 6:55 pm

из моих четверостиший
к проблемам С. Перепелкина

О творчества родник бездонный Гения!
Какая тайна в нем заключена?
Ответ один — Гармония Вселенной,
Которою душа озарена!


SB

Количество сообщений : 2858
Дата регистрации : 2008-06-23

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

video Re: МОЁ ИЗБРАННОЕ

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 1 из 8 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  Следующий

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения