МиФ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

+3
Alemo
shaya
SB
Участников: 7

Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор Algimantas Сб Дек 05, 2015 11:35 am

AnF пишет:
Здесь требуется одно небольшое уточнение к статье 2.6 Единстаенность решения.
Вот как правильно должно формулироваться одно из основных технических
требований:
Требование единственности решения не распространяется на игру
с одной белой шашкой в этюдах ,и - в финалах проблем в русские шашки.

Вывод :
Правила России по шашечной композиции полностью соответствуют
международным правилам RI/RIE , записанным в Уставе(Статуте)CPI FMJD.
Никаких международных  правил-64  в Уставе CPI нет , правила эти не существуют ,и, следовательно, г.-н  Р.Шаяхметов распространял (распространяет) клевету в адрес руководства по проведению 3 чемпионата России, утверждая о каких-то придуманных  им международных правилах по русским шашкам.(Р.Ш. по этому поводу накануне Г.А.ФМЖД-2015 написал  "частное" подметное письмо президенту Ф.Ш.Р.  А.Никитину ).
Как сообщил руководству ФШР бывший президент CPI/SPI FMJD Е.Зубов, Р.Шаяхметов  "не является представителем от России в CPI FMJD, поскольку его никто на эту должность не выбирал". clown Very Happy
ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ CPI FMJD (ДЛЯ РУССКИХ ШАШЕК) существует и это официальные правила. Принять те или иные правила - компетенция CPI FMJD.
Статус (более точный перевод – Устав) CPI FMJD:
Из преамбулы.
"Совет директоров FMJD делегирует CPI следующие функции в отношении шашечной композиции:
(....)
- разработка и опубликование основных правил и регламентов по международной шашечной композиции (RI/RIE) (...)"
Из пункта 1.1.:
"(...) CPI работает для шашечной композиции на 100 и 64-клеточной досках. (...)".
Из пункта 1.1.b:
“(…)Каждое соревнование может иметь свои специальные правила, помимо основных правил для соревнований (RI, часть 2), но не противоречить последним. (…)”.
Из RI, часть 2, пункт 1:
"Каждое соревнование должно быть проведено по Международным правилам с момента их публикации в одном из средств массовой информации FMJD (...)".
Мое мнение:
RI, часть 2 были написаны и утверждены для соревнований по композиции-100 и тогда, когда соревнования по композиции-64, также по задачам были вне компетенции CPI FMJD. Cоревнования по композиции-64, также по задачам имеют/могут иметь свою специфику (другое дело, что: а)давно уже нужно было оформить соответственные изменения/уточнения Statutes CPI b)считаю, что лучше, если все соревнования по шашечной композиции проводились по одним правилам организации соревнований – если не сейчас, то в будущем). Но в данном случае (композиция-64, задачи) речь идет не о «специальных условиях», а просто о других правилах проведения соревнований по композиции-64 и по задачам. Также можно говорить/критиковать/самокртиковать, что это должным образом своевременно не оформлено/не уточнено в Statutes CPI (GA FMJD, октябрь 2015 года CPI FMJD было представлено несколько новая редакция Statutes/Устава CPI FMJD с соответствующими изменениями. Кстати, когда от CPI FMJD/президента CPI FMJD узнаем, что на этой GA FMJD по шашечной композиции принято и что не принято? Или ничего не принято? Узнаем в первой половине 2016 года или в второй половине 2016 года? Smile ).

Algimantas

Количество сообщений : 1317
Дата регистрации : 2008-04-22

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор AnF Сб Дек 05, 2015 4:56 am

SB писал :
По просьбе судьи всероссийской категории по шашечной композиции А.В.ФОМИНА размещаю на этом форуме текст правил для проведения соревнований по шашечной композиции в России.

Примечание А.В.Фомина к данному тексту:

"Эти правила являются несколько усовершенствованным вариантом правил шашечной композиции, размещенных в шашечном кодексе СССР 1986 г."
..................................
С.Беренштейн
..........................

ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
2.  Технические требования

   2.1. Основные принципы
  Общими необходимыми требованиями к основным видам композиции являются легальность начальной позиции, решаемость,экономичность конструкции и финала, наличие тематических вариантов, единственность решения(отсутствие побочных решений), а также условие соответствия виду.  К проблемам и задачам предъявляются дополнительные технические  требования,
учитывающие специфику жанра.

  Экономичность финала требует, чтобы в нём у белых не оставалось шашек, не нужных для выполнения задания.

   2.5. Тематический вариант
  ...
В жанре "проблемы-100" решение композиции должно сопровождаться точными ходами с обеих сторон, включая финальный мотив (финал)-см.статью   3.8.4
Технические требования, предъявляемые к финальным мотивам в жанре "проблемы-100"
должны соответствовать международным (М.П.)правилам.
    2.6. Единственность решения
   Требование единственности решения не распространяется на игру с одной белой шашкой  в этюдах и  финалах проблем в  русские шашки.
Здесь требуется одно небольшое уточнение к статье 2.6 Единстаенность решения.
Вот как правильно должно формулироваться одно из основных технических
требований:
Требование единственности решения не распространяется на игру
с одной белой шашкой в этюдах ,и - в финалах проблем в русские шашки.

Вывод :
Правила России по шашечной композиции полностью соответствуют
международным правилам RI/RIE , записанным в Уставе(Статуте)CPI FMJD.
Никаких международных  правил-64  в Уставе CPI нет , правила эти не существуют ,и, следовательно, г.-н  Р.Шаяхметов распространял (распространяет) клевету в адрес руководства по проведению 3 чемпионата России, утверждая о каких-то придуманных  им международных правилах по русским шашкам.(Р.Ш. по этому поводу накануне Г.А.ФМЖД-2015 написал "частное" подметное письмо президенту Ф.Ш.Р.  А.Никитину ).
Как сообщил руководству ФШР бывший президент CPI/SPI FMJD Е.Зубов, Р.Шаяхметов  "не является представителем от России в CPI FMJD, поскольку его никто на эту должность не выбирал". clown Very Happy

AnF

Количество сообщений : 221
Дата регистрации : 2015-04-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор letas Вс Сен 27, 2015 7:52 am

На мой взгляд Чернышевич не заслуживает такой оценки.
Т. к решение обеих позиций практически одинаково.
На лицо банальное исправление.
Чернышевич не может быть автором позиции.
Должно быть указано Захаревич в редакции Чернышевича.
Не более.
В позиции №28 ,в отличии от позиции №25 вклад Чернышевича несомненен.
Он заметно улучшил позицию Дерябина. И может считаться ее автором.

letas

Количество сообщений : 4041
Дата регистрации : 2011-06-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор AnF Вс Сен 27, 2015 5:09 am


N 25 А.Чернышевича из чемпионата России  по сути копия позиции Захаревича  Л. из "Учительской газеты" 14.01.1988г.,которая выглядит так (Анатолий)
1Правила для проведения соревнований по ш.к. в России 14420669252
.


Да действительно N 25 выглядит как исправление позиции Л.З.
Однако поскольку позиция Л.З. не имеет решения ,то она ,следовательно,
"НЕ СУЩЕСТВУЕТ" как произведение композиции ,что отражено в правилах России [см.статью 2.3(7.2.3)]
В данном случае ни позиция предшественника в целом ,ни какая-либо ее часть
указанная  Л.Захаревичем в качестве его  авторского замысла ,решения не имеют  ,а по этой причине оценка N 25 остается прежней .
Другое дело ,что в  моей личной  коллекции композиций фамилия Л.Захаревича
В качестве идеолога этого замысла уже  отражена.
На самом деле "существующую" часть замысла Л.Захаревича
можно представить только в таком виде : после 1.gh4 (ba7)2.f6 (de7)??3.f:d8
и возникает  позиция "замысла" Л.Захаревича с заданием :"ход черных ,белые выигрывают". Такую  "композицию " можно признать разве что только  "задумкой".
2.Правила для проведения соревнований по ш.к. в России 14433295979
А теперь рассмотрим пример посложнее.
Эта позиция М.Левандовского из  1 чемпионата Латвии 1977 г. получила
оценку 8,5 очка . Судья А.Виндерман не заметил ,что она не имеет решения.
           М.Левандовский          Исправление А.Ф.
 3.  Правила для проведения соревнований по ш.к. в России 14433314926 3а. Правила для проведения соревнований по ш.к. в России 14433354643
По замыслу М.Левандовского после 1.de3 (dd2)2.ab4 3.c3 4.ab2 5.h:e3 6 c3 у белых выигрыш ,однако ,играя 1...f:b4 !2.h:f8 (de5)!3.~(d6)4.c7 (d6)черные добиваются ничьей .
Позиция М.Л. легко  исправляется путем перестановки б.п.b8 на h8 в исходной позиции на д.3
"Существующую" часть  замысла М.Левандовского представим на д.4
 4. Правила для проведения соревнований по ш.к. в России 14433349231
Здесь уже возникло некое подобие предшественника с перевесом в три шашки у  черных в начальной позиции д.3 .
Оценка  позиции на д.3а  зависит только от совести потенциального судьи .
Предполагаю,что она должна быть невысокой .


AnF

Количество сообщений : 221
Дата регистрации : 2015-04-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор AnF Сб Сен 26, 2015 7:09 pm


N 25 А.Чернышевича из чемпионата России  по сути копия позиции Захаревича  Л. из "Учительской газеты" 14.01.1988г.,которая выглядит так (Анатолий)
Правила для проведения соревнований по ш.к. в России 14420669252
.

Да действительно N 25 выглядит как исправление позиции Л.З.
Однако поскольку позиция Л.З. не имеет решения ,то она ,следовательно,
"НЕ СУЩЕСТВУЕТ" как произведение композиции ,что отражено в правилах России [см.статью 2.3(7.2.3)]
В данном случае ни позиция предшественника в целом ,ни какая-либо ее часть
указанная Л.Захаревичем в качестве его авторского замысла ,решения не имеют ,а по этой причине оценка N 25 остается прежней .
Другое дело ,что в моей личной коллекции композиций фамилия Л.Захаревича
В качестве идеолога этого замысла уже отражена.
*продолжение следует .

AnF

Количество сообщений : 221
Дата регистрации : 2015-04-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор AnF Сб Сен 12, 2015 2:43 am


2. В двух пунктах отчетливо написано о согласовании внутренних правил с международными. (Шаяхметов )


Цитата:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: " Настоящие правила разработаны на основании правил международных спортивных федераций и обязательны для применения на всех соревнованиях, проводимых на территории Российской Федерации".
VII. ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ, пп. 7.1.1. Термины и определения " В дисциплине "шашечная композиция" в соответствии с настоящими международными правилами используются следующие термины и определения.."
.
"В соответствии с настоящими международными правилами..."-читаем мы далее.
Здесь у нас возникает невольный вопрос:
" А какие правила нам следует считать международными ?".
Ответ выглядит совершенно очевидным .
Это те правила,которые записаны в основном законе о деятельности CPI
-его  СТАТУСЕ ,ибо только статус регламентирует всю международную деятельность CPI в ФМЖД .
Открываем информационный бюллетень cpi-INFO N 10 (а иначе где узнать  что
записано в этом так называемом статусе?) и читаем ..
В преамбуле  СТАТУСА  CPI дается уточнение -что такое МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ПРАВИЛА :
Разработка и опубликование основных правил и регламентов по международной
шашечной композиции (RI/RIE).
Далее читаем мы ниже ...
Президент CPI регулярно отчитввается перед Советом Директоров ФМЖД ,но не менее 2 раз в год перед встречами Совета Директоров по следующим вопросам:
Чемпионаты мира ,
Другие основные вопросы, касающиеся деятельности CPI ,
Основные изменения в международные правила (RI/RIE).

Согласно этим двум фрагментам основного закона о деятельности CPI  -его
СТАТУСУ : международные правила -это RI (RIE).
Более нигде современный обыватель никаких упоминаний о "Международных правилах" найти не сможет.
Это означает,что никаких официальных правил нет, и в "природе " они не сушествуют .
Это также означает,что правила-64 по шашечной композиции от ОО БФШ ,-как бы их не называли, "международными" не являются ,так как о них нет упоминания
В СТАТУСЕ CPI .
(Это следовало бы знать приспешнику CPI г.-ну  Шаяхметову прежде, чем
распространять клеветнические заявления в адрес организаторов чемпионата России ).

Поэтому  главный судья  А.Фомин ничего не нарушал  при проведении 3 чемпионата России по шашечной композиции, так как нарушать  было нечего.
Международные правила по шашечной композиции в русские шашки
НЕ СУЩЕСТВУЮТ .

(CPI -INFO  -официально декларируемый внутренний документ CPI,из которого следует
такой  безоговорочный вывод ).
В то же время руководство ФМЖД понятия не имеет о внутренних документах CPI ,тогда как  СТАТУС CPI -основной закон о  деятельности CPI в ФМЖД, - знать обязано.
Следовательно,так называемый "первый чемпионат мира по композиции 64-pwcp-1 " не является легитимным ,поскольку не существует ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ПО ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ-64  ,по которым этот "чемпионат"  проводился .


Вывод совершенно очевиден:
В лице одного из штрейкбрехеров российской   шашечной композиции мы в очередной раз столкнулись с героем басни известного русского писателя.
Басня так и называется : "ЛГУН ".
😖😠👺  

AnF

Количество сообщений : 221
Дата регистрации : 2015-04-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор Alemo Ср Сен 09, 2015 8:00 pm

rimas пишет:В этой выписке приказа я такого права не нахожу
ничего страшного - подпишут в Правила и будет Вам право.

Alemo

Количество сообщений : 5110
Возраст : 65
Географическое положение : USA
Дата регистрации : 2008-04-04

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор rimas Ср Сен 09, 2015 7:25 pm

Знающее,прошу пояснить мне, имеет ли право главный судья окончательной оценкой считаь не среднюю от оценок двух судей,а какую то им придуманную оценку?В этой выписке приказа я такого права не нахожу

rimas

Количество сообщений : 1971
Возраст : 66
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Re: Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор Alemo Вт Сен 08, 2015 8:29 am

Правила А. Фомина очень похожи на Правила СССР по композиции редакции 1986

Вот к примеру чисто советский оборот ...

- указывать в заявке на участие(на отдельном листе) фамилию, имя, отчество, год рождения, разряд (или звание) по композиции и практической игре, принадлежность к спортивному обществу, место работы и должность, домашний адрес.

Alemo

Количество сообщений : 5110
Возраст : 65
Географическое положение : USA
Дата регистрации : 2008-04-04

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Очередной обман от г-на Фомина

Сообщение автор shaya Вт Сен 08, 2015 8:14 am

1. Любые официальные спортивные соревнования в РФ проводятся по правилам видам спорта, утвержденные Минспортом РФ. Для шашек - Приказ Минспорта России от 10.09.2013 N 722 "Об утверждении правил вида спорта "шашки"
2. В двух пунктах отчетливо написано о согласовании внутренних правил с международными.
Цитата:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: " Настоящие правила разработаны на основании правил международных спортивных федераций и обязательны для применения на всех соревнованиях, проводимых на территории Российской Федерации".
VII. ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ, пп. 7.1.1. Термины и определения " В дисциплине "шашечная композиция" в соответствии с настоящими международными правилами используются следующие термины и определения.."
3. 7.7. Судейство соревнований

Для проведения соревнований по составлению (по нескольким разделам композиции) создаются судейские коллегии в составе: главного судьи, заместителей главного судьи (старших судей разделов), главного секретаря (судьи-организатора) и судей по разделам.
Главный судья обязан:
- обеспечивать выполнение положения о соревновании;
- координировать работу судей разделов;
- давать рекомендации по оценке произведений судьям разделов (или самому участвовать в оценке, если это предусмотрено в Положении);
- проверять отчеты судей по разделам;
- рассматривать жалобы участников на присуждение судей разделов;
- представлять итоговый отчет организаторам соревнований, а копию отчета и материалы соревнований - в соответствующую комиссию по композиции для учета и оценки итогов соревнований.
В обязанности главного секретаря входят:
- контроль за поступлением композиций на соревнования;
- рассылка поступивших композиций судьям разделов;
- переписка с участниками соревнований по вопросам, связанным с его поведением;
- участие в составлении итогового отчета;
- рассылка участникам предварительных и окончательных итогов соревнований и справок о выполнении классификационных баллов и норм в данных соревнованиях.
Старший судья раздела обязан в сроки, установленные в Положении о соревнованиях:
- рассмотреть (совместно с судьями раздела) представленные участниками композиции, определить степень их оригинальности, выявить предшественников и возможные дефекты;
- дать характеристику произведениям и оценку по 10-очковой шкале (при оценке судья должен учитывать только то решение, которое привел участник);
- сообщить участникам раздела предварительные итоги их выступления;
- составить отчет по разделу с указанием творческих и спортивных результатов участников;
- представить отчет и его копию главному судье;
- до утверждения итогов соревнований сообщить участникам возможные изменения в присуждении и причины изменений.
Примечание: Главный судья имеет право пересмотреть решение судьи раздела, если находит его необоснованным.
Решение главного судьи (судейской коллегии) соревнований по композиции обязательно для всех участников. Оно может быть обжаловано в порядке, установленном Положением о проведении соревнований.
Главный судья не имеет права одновременно быть участником соревнования.
Главный секретарь может принять участие в любом разделе композиции, если это не противоречит условиям проведения соревнований.
Судья имеет право участвовать в любом разделе, кроме того, который он судит

Вывод.
Как показывает публикация текста правил для проведения соревнований по шашечной композиции в России от судьи всероссийской категории по шашечной композиции г-на Фомина

III Чемпионат России по шашечной композиции проведен по подложным правилам по композиции.





shaya

Количество сообщений : 449
Дата регистрации : 2009-02-04

Вернуться к началу Перейти вниз

Правила для проведения соревнований по ш.к. в России Empty Правила для проведения соревнований по ш.к. в России

Сообщение автор SB Вт Сен 08, 2015 7:52 am

По просьбе судьи всероссийской категории по шашечной композиции А.В.ФОМИНА размещаю на этом форуме текст правил для проведения соревнований по шашечной композиции в России.

Примечание А.В.Фомина к данному тексту:

"Эти правила являются несколько усовершенствованным вариантом правил шашечной композиции, размещенных в шашечном кодексе СССР 1986 г."
..................................
С.Беренштейн
..........................

ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ

1.  Предмет шашечной композиции

1.1. Определение

Шашечная композиция - вид творческой деятельности, основанный на правилах шашечной игры и включающий в себя поиск новых идей или тем, а также анализ(в том числе ретроградный).
Произведение шашечной композиции(композиция)- изобретённая автором или случившаяся в партии позиция с определённым заданием. Эта позиция и её трансформации в ходе игры должны соответствовать установленным правилам. Выполнить задание (решить композицию) – значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел.
 Варианты решения разделяются на тематические (композиционные), дополнительные
(интересные по содержанию, но не соответствующие в той или иной степени техническим требованиям)  и некомпозиционные( не соответствующие техническим и художественным требованиям).
Некомпозиционные варианты с затяжной позиционной игрой ухудшают качество проблемы.
Кроме них, составной частью замысла автора могут быть "ложные следы" – попытки выполнить задание, встречающие опровержение. Технические требования являются обязательными, при их нарушениях во всех тематических вариантах композиция дефектна и не может существовать. Нарушения художественных требований (допустимая неточная игра, изъяны внешней формы и т.п.) влияют  на оценку произведения. Технические и художественные требования могут меняться в процессе развития композиции.

1.2. Классификация

  Шашечная композиция классифицируется по системам игры (русские и  стоклеточные шашки), видам (основные и особые), группам (в зависимости от задания, количества и качества игрового материала.

1.3. Основные виды композиции

  К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры, - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки.
  Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позиционных концовках заданием является "Выигрыш" или "Ничья", в задачах – "Запирание".

  ПРОБЛЕМА – композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех.
 КОМБИНАЦИЯ- это динамический вариант с многократными жертвами шашек, проводимыми  начинающей её стороной. Минимальная комбинация содержит в своём решении не менее трёх ходов : двукратная жертва и заключительный бой или тихий ход.Не является признаком комбинации простой рвзмен.

  По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы.
  В русские шашки:
  - миниатюры (до 6 простых с каждой стороны);
  - проблемы (до 12 простых с каждой стороны);.
  В стоклеточные шашки:
  - миниатюры (до 7 простых с каждой стороны);
  - средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны);
  - большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны);
  - практические проблемы (с простыми);
 
    К особым жанрам относятся в обеих шашечных системах
    полипроблемы (проблемы с дамками и простыми в начальной позиции, содержащие
    не менее двух тематических вариантов в решении), а также одновариантные проблемы
    с дамками и простыми (см.также статью  1.4 )
    Организаторы соревнований могут устанавливать и иные градиции во всех жанрах
    композиции-100  в соответствии с международными правилами ФМЖД.
    В жанрах "проблемы" и "этюды" в русские шашки никакие иные градации
    не допускаются, а организаторы соревнования не вправе навязывать в его
    положении и регламенте какие-либо дополнительные условия приёма авторских
    произведений,ограничивающие возможность участия в нём.

  ЭТЮД –многовариантная композиция(минимум 2 варианта) с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных – не более шести.

  ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА – многовариантная композиция(минимум 2 варианта) с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шашках.

  ЗАДАЧА – многовариантная композиция(минимум 2 варианта) с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество шашек.
  Задачи в русские и стоклеточные шашки подразделяются по заданию на три группы:
  - на запирание простых;
  - на запирание дамок и дамок с простыми;
  - задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены 7-ю единицами.
 
  В жанре задач допускаются небольшие отклонения от требования единственности решения
  -  перестановка ходов;
  - неточность хода – отход дамкой на любое из нескольких полей диагонали;
  -  двойственность решения;
  - лишний ход, связанный с множественностью ходов в реализации его потери.
  Более серьезные нарушения правила единственности решения признаются побочными
   решениями.Побочные решения в задачах характеризуются  следующими  признаками:
  - замена экономичного финала неэкономичным;
  - замена одного финала другим;
  - существенное изменение игры – замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов.
  Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков.
  Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения задачи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования.
  Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочному решению.
  Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступления – полным.
  Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения финала должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Правило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без исключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительны. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности.

  Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам.

  1.4. Особые виды композиции:
  - с передачей первого хода черным (например, ход черных – белые выигрывают);

  - с изменением очереди хода и сохранением задания (например, выигрыш белых независимо от очереди хода);
  - с изменением очереди хода и задания (например, ход белых – выигрыш, ход черных – ничья);
  - с двумя заданиями (одно из которых, например, выполняется при повороте доски на 180 градусов);  
  - с двумя или более разными художественными решениями (двойная проблема, двойной этюд и т.д.);
  - с обратным заданием (поддавки);
  - изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображает какое-либо событие;
  - на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции);
  - задумки (например, задания с добавлением или снятием шашек с доски в начальной
позиции).              
                                                                             
 
2.  Технические требования

   2.1. Основные принципы
  Общими необходимыми требованиями к основным видам композиции являются легальность начальной позиции, решаемость,экономичность конструкции и финала, наличие тематических вариантов, единственность решения(отсутствие побочных решений), а также условие соответствия виду.  К проблемам и задачам предъявляются дополнительные технические  требования,
учитывающие специфику жанра.

   2.2. Легальность
  Начальная позиция должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. В сомнительных случаях, когда шашки белых находятся под боем, автор обязан привести доказательство получения исходной позиции из такой расстановки шашек, в которой отсутстувуют шашки под боем(белые и/или чёрные) ;при этом в доказательной позиции проблем основных жанров (проблем,не имеющих дамок в исходной позиции) дамки также не допускаются, а перевес в силах одной из сторон  должен соответствовать требованиям, предъявляемым к начальной позиции(см.статью  2.7.1.

   2.3. Решаемость
  Задание должно выполняться во всех вариантах решения. Если хотя бы в одном из них задание выполнить нельзя, то композиции не существует.
   2.4. Экономичность конструкции и финала
  Общий принцип экономичности формы композиции состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Экономичность формы выражается в экономичности начальной позиции (конструкции), игры и финальной позиции. Экономичность конструкции и финала имеет для шашечной композиции столь важное значение, что отнесена к формальному требованию.
  В начальной позиции необходимо стремиться к равновесию сил сторон.
  Экономичность конструкции заключается в обязательном участии всех шашек в решении. Недопустимы статисты – шашки, которые можно снять с доски без нарушения авторского замысла и технических требований. Скрытые статисты-шашки, которые можно убрать с доски путём явного улучшения начальной конструкции авторского произведения (без упрощения комбинационной игры в главном или второстепенном тематическом вариантах)  и  более удачной реализации авторского замысла(сложной, оригинальной и т.п). Создание «ложных следов» и дополнительных вариантов при помощи статистов также неоправдано.
  Экономичность финала требует, чтобы в нём у белых не оставалось шашек, не нужных для выполнения задания.

   2.5. Тематический вариант
  Замысел выражается в тематическом (композиционном) варианте или в совокупности тематических вариантов. В жанре "проблемы в русские шашки"-это продолжение с художественным решением – точным порядком единственных ходов, приводящих к экономичному финалу.
В жанре "проблемы-100" решение композиции должно сопровождаться точными ходами с обеих сторон, включая финальный мотив (финал)-см.статью   3.8.4
Технические требования, предъявляемые к финальным мотивам в жанре "проблемы-100"
должны соответствовать международным (М.П.)правилам.
  Большинство проблем из-за форсированного характера игры представляют собой композиции с одним тематическим вариантом.
  В задачах требуется не менее двух вариантов, причем каждый должен быть тематическим.
  В этюдах и позиционных концовках тематическую окраску могут иметь не все варианты или их ответвления. Применительно к этим жанрам чаще употребляется термин «композиционное разветвление». Этюды и позиционные концовки должны иметь не менее двух композиционных разветвлений.

  Примечание: Технические и художественные требования к этюдам и позиционным концовкам тождественны, поэтому в дальнейших статьях Правил требования рассматриваются только к этюдам.


    2.6. Единственность решения
  Единственность решения требует, чтобы в тематических вариантах задание выполнялось без побочных решений только одним, задуманным автором, путем.
  Побочные решения принято различать на полные и частные. Полным побочным считается решение всей композиции способом, не предусмотренным автором. Любая неточность первого хода или последующих ходов до начала разветвления на тематические варианты приравнивается к полному побочному решению.
  Частное побочное решение – выполнение задания в одном или нескольких вариантах способом, отличным от авторского. Частное побочное решение в проблемах с одним тематическим вариантом, а также в любом варианте задачи, недопустимо.
   Требование единственности решения не распространяется на игру с одной белой шашкой  в этюдах и  финалах проблем в  русские шашки.

    2.7. Дополнительные технические требования к проблемам

   2.7.1. В начальной позиции не разрешается перевес сил у черных более чем на одну шашку. Со стороны белых такой перевес допустим.
   2.7.2. Финалом проблемы считается позиция, возникшая после завершения комбинационного замысла автора и числом белых шашек в нём не  более четырёх.     Допустимы финалы с одной белой шашкой (без черных), а в жанре "проблемы-64"
также экономичные финалы независимо от очереди хода.
В финалах проблем в стоклеточные шашки не допускается наличие частного побочного решения в главном или равноправном главному(указанному заглавной латинской буквой)варианте.
   2.7.3. В тематическом варианте проблем в стоклеточные шашки запрещаются перестановки и другие неточности ходов, кроме альтернативного хода и удара.
  Альтернативный удар – это бой белых на одно и то же поле через разные  поля доски.по маршруту в виде эллипса(в русские шашки недостатком не является).
 Альтернативный ход  – передвижение белой шашки на одно и то же поле через разные поля доски.
К частному побочному решению приравнивается заключительный удар дамкой на разные поля одной диагонали.
    2.7.4. В жанре "проблемы с дамками и простыми" дамки должны выполнять свои функции в процессе игры, а количество тематических вариантов в этом жанре не может быть меньше двух.
   2.7.5. В практических проблемах начальная позиция должна быть естественной, т.е. похожей на положение из практической партии.

  Примечание: для практических проблем допустимы отклонения от требований, изложенных в пунктах  2.4., 2.5. и  2.7.3.

   2.8. Дополнительные технические требования к задачам

      2.8.1 Все финалы задачи должны быть экономичными.
      2.8.2.Задание должно выполняться точно, т.е. запирается только
такое количество и качество шашек, которое указано в условии задачи.
      2.8.3 Не допускаются к соревнованию задачи с ударным первым ходом
(черные шашки под ударом в начальном положении) или отсутствием первого хода.
      Серьезным дефектом считается наличие белых шашек под ударом в
   начальном    положении. В таком случае задача должна быть проверена на   легальность..
 
3. Художественные требования

    3.1. Основные принципы

  Художественные требования в композиции определяются единством формы и содержания - оптимальным  сотношением идейного замысла средствам его реализации. К общим художественным требованиям относятся: оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность игры и средств воплощения авторского замысла,чистота и красота решения,естественность начальной конструкции.
Ко всем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные художественные требования.

     3.2. Оригинальность замысла

  Оригинальность замысла заключается не только в идейной или тематической новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов(более сложное, интересное и приближённое к практической партии)
в той или иной степени тоже относится к оригинальности.

     3.3. Вариантность игры

  Количество и качество тематических вариантов, «ложных следов» характеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продолжений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как правило, произведение. Заманчивые, но неудачные
попытки белых («ложные следы») позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел.
  К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и дополнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, неточностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию.
  В некоторых проблемах возможен синтез разных по характеру игры вариантов (например, комбинационных и позиционных). В таких случаях авторам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения.

     3.4. Экономичность внешней формы и игры

  Экономичность внешней формы – это восприятие рисунка начальной позиции. Легкая и естественная расстановка шашек делает композицию более привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей шашечной игры. Поэтому миниатюра при прочих равных условиях лучше громоздкой позиции.В то же время, в зависимости от содержания и формы, миниатюра не должна выглядеть как недоработанная проблема.
  Экономичность игры предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впечатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержания.
Следует избегать, по мере возможности, пассивных шашек (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения технических требований).

     3.5. Чистота решения

  Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.
  Наиболее типичной неточностью игры является перестановка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смежных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недостатком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор должен стараться устранить этот изъян.
  В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в финалах.

      3.6. Красота решения

  Красота решения достигается неочевидным вступлением, скрытыми, трудно находимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными заключительными ударами и финалами.
  В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсированная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сторон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось «ложными следами».
  В проблемах на стоклеточной доске важным элементом красоты решения являются экономичные жертвы на правило большинства.
  Дополнительные, второстепенные варианты не должны затемнять тематическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжений с невыразительной и затяжной игрой, с неэкономичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.

      3.7. Дополнительные художественные требования к проблемам

       3.7.1. Степень оригинальности замысла в проблеме, определяемая:
- новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания;
- новизной оформления темы, идеи или их сочетания;
- новизной контригры черных и ее опровержения;
- новым или редким финалом (финальным мотивом).
        3.7.2. Естественность расстановки,последний ход чёрных должен
выглядеть логичным,равенство сил , отсутствие неестественно стоящих шашек
на  преддамочных полях,наличие в исходной позиции белой простой g1 при
черной  простой h2( и соответственно - белой простой 50 и чёрной простой 45).
         3.7.3. Активность всех шашек в комбинации
         3.7.4. Оптимальное (лучшее по содержанию и форме) выражение авторского замысла,  
   в том числе расположение шашек – на строго определенных местах.
         3.7.5. В проблемах на 64-клеточной доске – отсутствие перестановок ходов, чёткость заключительного удара.
          3.7.6. В проблемах в стоклеточные шашки желательно
избегать неэкономичных жертв. Жертва двух или более белых шашек одним ходом в одном направлении считается неэкономичной и грубой (исключение –
жертва двух единиц, после которой черная шашка, пройдя через дамочное
поле, остается простой).
  При жертве белых шашек на правило большинства черные имеют иллюзорный выбор удара в двух или нескольких направлениях. Если в каком-то направлении отдается на одну шашку меньше, чем для обязательного удара, то жертва признается экономичной (примеры – 1:2, 1:3:4, 2:2:4:5). Отклонения от этого условия (например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями неэкономичных жертв и снижают оценку проблемы. Идеальной жертвой считается такая, которая создает иллюзорный выбор боя типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т.п.
   3.7.7  В проблемах в русские шашки - точность заключительного удара (боя)белых.

    3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам

       3.8.1 Степень оригинальности замысла в этюде определяется:
  - новизной схем, финалов, мотивов  и их сочетаний;
  - новизной игровых приемов и их сочетаний;
  - новым сочетанием композиционных разветвлений;
  - тематическими повторениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т.д.) и наличием «ложных следов».
      3.8.2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной позиции) – серьезные недостатки этюдов.
      3.8.3. Роль «ложных следов» в этюдах зависит от их качества. Они могут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляемым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т.е. подчеркивающий основной замысел) «ложный след» приравнивается к композиционному варианту решения.    1.3.8.4. Финалом композиционного разветвления считается:
  - финальная позиция с одной единицей у белых;
  - финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые шашки.
     3.8.4. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению:
  - перестановка ходов;
  - движение простой в дамки через соседние поля доски;
  - ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали;
  - удлинения решения на один ход без повторения позиции;
  - затяжка решения с повторением позиции.

    3.9. Дополнительные художественные требования к задачам

    3.9.1 Степень оригинальности замысла в задаче определяется:
  - новыми или редкими финалами;
  - новизной сочетания финалов;
  - новизной игровых приемов и их сочетания.
    3.9.2 Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции.
    3.9.3 Отсутствие «мертвых» (неподвижных, но косвенно играющих) и
пассивных шашек.
    3.9.4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двойственности игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому).
    3.9.5. Различие финалов (запирание шашек на разных полях доски).

4. Публикация и приоритет

        4.1. Публикация и участие в соревновании
  Композиция начинает существовать со дня первой публикации в печатном органе (зарегистрированным тиражом не менее  100  экземпляров), на интернет-сайтах (если эта
публикация недоступна для обновления, включая дату её размещения, и эту публикацию можно будет найти в любое время в архиве сайта.)
или со дня истечения последнего срока присылки на соревнование, итоги которого в обязательном порядке должны быть также опубликованы, включая авторские позиции и решения.
  При публикации принято давать сопутствующую информацию к диаграмме (или позиции в нотации) в таком порядке: имя и фамилия автора (соавторов), место жительства автора, диаграмма, задание.

  Примечание: неопубликованные композиции, получившие высокие отличия на соревнованиях (призы, оценки), имеют привилегию на публикацию при подведении итогов соревнования.

     4.2. Приоритет

  Приоритет автора на композицию устанавливается датой ее первой публикации или датой истечения последнего срока присылки на то соревнование, в котором композиция участвовала впервые.
  Рекомендуется еще одна форма установления авторского приоритета – регистрация новых композиций в централизованном порядке государственной организацией.
  При последующих перепечатках композиции в любых изданиях должны быть указаны имя и фамилия автора, время первой публикации и источник заимствования.
  Преднамеренная публикация (или посылка на соревнование) чужой композиции под своей фамилией является плагиатом и влечет за собой ответственность по закону об охране авторских прав.

    4.3. Предшественники и переработка

  Предшественник – ранее опубликованное или ранее участвовавшее в соревновании произведение, содержание и оформление которого в той или иной степени совпадает с новой композицией. При этом не имеет значения, знал автор новой композиции старую или не знал.
  Различают полного и частичного предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором – только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения – видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, не влияющая на игру перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование.
При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора «А» и нового – «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранён дефект), то новая приводится под фамилией «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования. .
  Автор имеет привилегию в течение пяти лет на исправление, улучшение или объединение своих композиций (опубликованных, участвовавших в соревнованиях). Если за это время автор не исправил и не улучшил композицию, то право на ее переработку получает любой другой композитор.
  По согласованию с автором старой композиции другой составитель может её исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное («А» и «Б»).
  Композиция, забракованная на соревнованиях по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие в новых соревнованиях как новая и неопубликованная.
  Автор имеет право на любые вариации своего произведения, но к участию в соревнованиях допускается только одна из вариаций.

                           5. Соревнования по составлению композиций

    5.1. Системы соревнований

  Основными видами личных и командных соревнований по составлению композиций являются конкурсы, чемпионаты (первенства) и матчи.
  Соревнования по композиции могут проводить государственные и общественные организации: комитеты по физической культуре и спорту, федерации шашек, клубы, редакции газет и журналов и др.
  Все условия проведения соревнований, кроме изложенных в настоящих Правилах, включаются в положение о соревнованиях

      5.2. Конкурсы

   В конкурсе составления композиций выявляются произведения из числа присланных на данные соревнования.
  Конкурсы делятся на свободные по теме и тематические (на заданную тему), открытые (судьям известны авторы композиций) и закрытые (судьям авторы композиций неизвестны). Организаторы могут проводить конкурс по одному или нескольким разделам композиции, по произведениям в русские или международные (стоклеточные) шашки.
   В зависимости от состава участников, проводятся международные, всероссийские, территориальные (республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга) и местные конкурсы.
  Победители конкурса награждаются призами, дипломами, грамотами или свидетельствами.
  В положении о проведении конкурса должны быть указаны:
  - организация, проводящая конкурс;
  - характер конкурса (например, всероссийский, тематический, открытый);
  - разделы композиции;
  - допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции;
  - адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий;
  - порядок определения победителей;
  - количество призов, другие отличия;
  - состав судейской коллегии;
  - срок опубликования предварительных итогов;
  - срок, когда итоги входят в силу.

  Организаторы конкурса обязаны:

  - не позже оговоренного в Положении срока опубликовать предварительные итоги;
  - по истечении двух месяцев после опубликования предварительных итогов объявить окончательное присуждение с учетом полученных замечаний;
  - после утверждения итогов разослать отличия победителям

       5.3. Чемпионаты

  Личный чемпионат (первенство) по композиции – соревнование, в котором определяются лучшие композиторы и лучшие произведения за определенный отрезок времени. По масштабу чемпионаты делятся на всероссийские, территориальные (республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга) и местные.
  Победители чемпионата награждаются призами, медалями, дипломами, грамотами.
  В Положении о проведении чемпионата должны быть указаны:
  - период времени, за который он проводится;
  - отборочные соревнования к финалу;
  - состав участников;
  - разделы композиции;
  - допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции;
  - адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий);
  - порядок определения места, занятого участником;
  - награждение победителей;
  - состав судейской коллегии;
  - срок опубликования предварительных и окончательных итогов;
  - условия подачи заявок.
  Одна и та же композиция может участвовать в местном и территориальном (республиканском, краевом, областном, городов Москвы и Санкт-Петербурга) первенствах, в чемпионате России. Не разрешается участие одной и той же композиции в первенствах разных территорий, республик, городов и т.д.

    5.4. Командные соревнования
  Командные соревнования композиторов рекомендуется устраивать в форме матчей между командами территорий (республик, краев, областей, городов). Матчи могут проводиться по принципу парных встреч или по принципу проведения конкурсов.

  В матче по принципу парных встреч участники соревнуются попарно по соответствующему разделу (теме). Победитель каждой пары получает 1 очко, проигравший – 0. При одинаковом качестве композиций оба участника получают по пол-очка. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных ее участниками.
  В матче по конкурсному принципу для каждого раздела дается тема, все композиции раздела образуют конкурс и получают оценку в соответствии с их качеством. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных ее участниками во всех разделах.

  Примечание: участник, не представивший в срок композицию или приславший ее с дефектом, получает 0 очков.
  Каждая команда, участвующая в матче, должна иметь капитана, избираемого, как правило, из состава участников. Капитан команды является ее руководителем и посредником между участниками своей команды и судьей (судейской коллегией).
    5.5. Права и обязанности участников

  Каждый участник соревнования имеет право:
  - исправить, заменить или изъять свои произведения до окончательного срока их присылки на соревнования;
  - до подведения окончательных итогов обжаловать присуждение судьи раздела главному судье, а затем (если главный судья не изменил решения судьи раздела) – в соответствующую комиссию по композиции;
  - обращаться к судье-секретарю по вопросам своего участия в соревнованиях;
  - по окончании одного соревнования послать на другое свои отмеченные оценкой композиции.

  Примечание: Если дефект в получившей отличие (приз, диплом, оценку) композиции обнаружен после подведения окончательных итогов, композиция не лишается отличия, а ее автор – места, занятого в соревнованиях. Однако после исправления дефекта композиция не имеет права участвовать в других соревнованиях оригинальных произведений и при ее публикации указывается: «Исправление (переработка)».

  Все участники соревнований обязаны:

  - знать и выполнять статьи настоящих Правил, Положение и Регламент соревнований (незнание Правил и условий соревнований не может служить оправданием для их нарушения);
  - решать все вопросы, связанные с проведением соревнований, только через судью-секретаря или капитана команды (в командных матчах), отвечать на запросы судьи раздела по уточнению решений, но не оспаривать оценки своих произведений;
  - единообразно оформлять свои композиции – каждую на отдельном листе стандартного размера (30х21 см) с полем для подшивки с левой стороны листа (шириной 3-4 см);
  - приводить полные решения своих композиций и «ложные следы», отдельно от основного решения указывать варианты, необходимые для доказательства (в спорных случаях) единственности решения и решаемости;
  - указывать в заявке на участие(на отдельном листе) фамилию, имя, отчество, год рождения, разряд (или звание) по композиции и практической игре, принадлежность к спортивному обществу, место работы и должность, домашний адрес.
  - поставить личную подпись.В случае невыполнения указанного требования и при отсутствии указанных в заявке анкетных данных заявитель к соревнованию не допускается.
  Сотрудники редакций журналов и газет, проводящих какой-либо конкурс (по составлению или решению), не могут быть его участниками.

1.6. Соревнования по решению композиций

  Основной формой массовых соревнований по композиции являются конкурсы решения. Они проводятся с целью популяризации лучших композиций среди широких кругов любителей шашек и выявления лучших решателей.
  Конкурсы решения проблем, этюдов и задач бывают заочными и очными и могут проводиться любой организацией.
  Порядок проведения конкурса решения следующий:
  - объявляются его условия – характер конкурса – годовой, праздничный и т.д.; жанр и количество композиций для решения; очки, начисляемые за решение каждой композиции; срок и адрес для присылки решения; порядок
определения победителей; отличия для победителей – призы, дипломы и т.д.; срок опубликования решения композиций и итогов конкурса;
  - определяются и награждаются победители – участники, набравшие наибольшую сумму очков за решение всех заданий.
  Очки, начисляемые за решение каждой композиции, должны учитывать степень трудности решения. При определении суммы очков, набранных участником, следует учитывать полноту решения заданий и начислять
дополнительные очки за нахождение побочных решений, нерешаемости, неточностей в игре.
  В условиях конкурса композиции приводятся без указания их авторов, однако, при опубликовании решений авторы должны быть названы.
  Существуют и другие формы соревнований по решению проблем, этюдов и задач: личные, командные (лично-командные) первенства разных масштабов, матчи.
7   Судейство соревнований

      7.1. Комиссии по композиции
  Судейство соревнований по составлению является одним из видов творческой работы в области композиции. Общее руководство этой судейской работой осуществляет комиссия по композиции Федерации шашек России, на местах - территориальные (республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга) комиссии. Комиссии решают также спорные вопросы об авторском приоритете.
      7.2. Права и обязанности судей
  Для проведения крупных соревнований по составлению (по нескольким разделам композиции) создаются судейские коллегии в составе главного судьи, заместителей главного судьи (старших судей разделов), главного секретаря (судьи-организатора) и судей по разделам.
  Главный судья обязан:
  - обеспечивать выполнение положения о соревновании;
  - координировать работу судей разделов;
  - давать рекомендации по оценке произведений судьям разделов (или самому участвовать в оценке, если это предусмотрено в Положении);
  - проверять отчеты судей по разделам;
  - рассматривать жалобы участников на присуждение судей разделов;
  - представлять итоговый отчет организаторам соревнований, а копию отчета и материалы соревнований – в соответствующую комиссию по композиции для учета и оценки итогов соревнований.
  В обязанности главного секретаря входит:
  - контроль за поступлением композиций на соревнования;
  - рассылка поступивших композиций судьям разделов;
  - переписка с участниками соревнований по вопросам, связанным с его поведением;
  - участие в составлении итогового отчета;
  - рассылка участникам предварительных и окончательных итогов соревнований и справок о выполнении классификационных баллов и норм в данных соревнованиях.
  Старший судья раздела обязан в сроки, установленные в Положении о соревнованиях:
  - рассмотреть (совместно с судьями раздела) представленные участниками композиции, определить степень их оригинальности, выявить предшественников и возможные дефекты;
  - дать характеристику произведениям и оценку по 10-очковой шкале (при оценке судья должен учитывать только то решение, которое привел участник);
  - сообщить участникам раздела предварительные итоги их выступления;
  - составить отчет по разделу с указанием творческих и спортивных результатов участников;
  - представить отчет и его копию главному судье;
  - до утверждения итогов

SB

Количество сообщений : 4622
Дата регистрации : 2008-06-23

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения