RIE
Страница 1 из 1
RIE
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЭТЮДОВ
Эти правила определены, основываясь на правилах J.F.Moser (« Het Eindspel » 1941, 1951, Голландия) и правилах бывшего СССР («Шашечный кодекс», Москва, 1986).
3.1. Определение жанра, содержание этюда, основные (технические) требования к этюду.
3.1.1. Этюд (La Fin de Partie) - произведение шашечной композиции, которое характеризуется количеством шашек: у белых не более четырех, у черных не более семи. В жанре «Этюды» есть два типа заданий: «Выигрыш» или «Ничья». В каждом типе игру начинают белые. Первый ход белых не должен быть ударным. Настоящие правила действительны для этюдов с заданиями как «Выигрыш», так и «Ничья».
3.1.2. Этюд должен быть оригинальным, то есть неопубликованным, не участвовавшим или не участвующим в соревнованиях; этюд не должен повторять позицию из опубликованной партии или опубликованного анализа.
3.1.3. Начальная позиция этюда должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. Если белые атакованы в начальной позиции, то автор этюда должен указать возможный последний ход черных и белых.
3.1.4. Этюд должен быть решаемым во всех вариантах. Если в каком либо варианте нет решения, то такая позиция не рассматривается как этюд.
3.1.5. Этюд должен иметь не менее двух различных Тематических (Композиционных) вариантов (см.
3.1.5.1.). Вариант - сочетание последовательных ходов белых и черных. Тематический (Композиционный) вариант (VT) – это вариант с единственным решением, приводящий к экономичной финальной позиции (см. 3.1.7.). Чтобы какая либо позиция могла быть признана в качестве этюда, такая позиция должна содержать, по меньшей мере два различных Тематических (Композиционных) варианта. Решение этюда должно состоять из точных ходов белых. Никакое побочное решение (см. 3.1.6.) не допускается. В Тематическом (Композиционном) варианте допускается только одна неточность (дуаль) в ходах белых (см.
3.1.5.1. Различие между двумя Тематическими (Композиционными) вариантами может заключаться либо в:
А) различных финальных позициях каждого Тематического (Композиционного) варианта (см. 3.1.7.), либо в:
В) присутствии как минимум двух различных ходов белых в каждом из Тематических (Композиционных) вариантов по отношению к другому, если финальные позиции в каждом из Тематических (Композиционных) вариантов идентичны.
3.1.6. Единственность решения этюда означает, что никакое побочное решение недопустимо ни в Основном Тематическом (Композиционном) варианте, ни в каком бы то ни было другом Тематическом (Композиционном) варианте. Только одна дуаль допускается в каждом Тематическом (Композиционном) варианте [а также в каждом Тематическом (Композиционном) ложном следе (FST) и каждой Тематической (Композиционной) иллюзорной игре (JIT), см. 3.1.9.]. Никакая дуаль не допускается до появления второго Тематического (Композиционного) варианта.
Понятие «Побочное решение» в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте означает, что этот вариант может быть решен каким-либо другим способом, который приводит к иной финальной позиции, нежели та, которая указана автором.
Понятие «Дуаль» в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте используется для обозначения любой неточности в ходах белых, которая, тем не менее, приводит игру к той же финальной позиции, которая указана автором. Различные типы дуалей указаны в 3.1.10. Понятие «Дуаль» не рассматривается после появления финальной позиции Тематического (Композиционного) варианта.
Если какой-либо вариант, представленный автором в качестве Тематического (Композиционного) варианта, содержит либо побочное решение, либо более, чем одну дуаль, то тогда такой вариант не рассматривается в качестве Тематического (Композиционного) варианта.
3.1.7. В этюдах с заданием «Выигрыш» следующие экономичные финальные позиции рассматриваются как окончание Тематического (Композиционного) варианта :
а) все позиции, помещенные как мотивы в первом издании книги Й.Мозера « Het Eindspel », издание Firma R.Los 1941, на страницах 54-68, мотивы 1A-53C, также все позиции, помещенные как мотивы во втором издании книги Й.Мозера « Het Eindspel », издание Wed/Ahrend/Zoon 1951, на страницах 236-256, мотивы 1A-136B, а также все позиции, помещенные как мотивы в русском издании книги Й.Мозера «Шашечные окончания», издательство ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, 1963 год, на страницах 65-84, поскольку в настоящее время все эти мотивные позиции признаны на международном уровне как «классические мотивные позиции»;
b) любая другая финальная позиция, возникающая в результате предшествовавшей игры, которая соответствует принципу экономичности: никакая шашка белых не может быть удалена, чтобы решение этюда было выполнено [например, позиция, в которой черные заперты минимумом сил (36,41,Д46/Д47, ход черных)], или позиция, в которой любой ход черных ведет к их немедленному проигрышу [например: 45,Д48/50,Д12,Д25, ход черных, где после (37) белые выигрывают посредством 40, а после (26) белые выигрывают посредством 25-3];
c) позиция с одной шашкой черных против одной шашки белых, или позиция с двумя черными шашками против одной белой шашки;
d) позиция с одной шашкой белых, появляющаяся сразу после ударного хода (ходов) черных;
е) позиция, состоящая из двойной или мульти-оппозиции простых шашек, если каждая из черных шашек необходима в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте.
3.1.8. В этюде с заданием «Ничья» в качестве финальной позиции Тематического (Композиционного) варианта рассматривается любая позиция с очевидным ничейным соотношением сил.
3.1.9. К содержанию этюда, кроме Тематических (Композиционных) вариантов, относятся также :
а) Тематический (Композиционный) ложный след (FST) и: b) Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра (JIT).
Тематический (Композиционный) ложный след (FST) – это вариант, который может привести к выигрышу белых, если черные не используют свой единственный шанс на ничью [если у черных два пути добиться ничьей, то такой вариант не является Тематическим (Композиционным) ложным следом].
Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра (JIT) – это вариант в Тематическом (Композиционном) ложном следе; в Тематической (Композиционной) иллюзорной игре белые выигрывают (если черные не используют свой единственный шанс на ничью) только при условии, если этот вариант соответствует требованием, предъявляемым к Тематическому (Композиционному) варианту. Пример:
С.Юшкевич, «Шашечный мир», № 4, 1998. Черные: 2,22,28,34,35; Белые: 11, Д17, Д44. Выигрыш. VP(Основной вариант, Variante principale): 7(2x11A) 6(340B)39Z(45)50(40)11(44C)33,50 + A) (22x11)6,25 + B) (350)35(39)1(43)23,49 + C) (27)35(32)24(37)47 + Z) 50 ?(45)11(27Y)31/36(50) = Y) (40)6(44Y)3950 + Y1) (27)35 и т.д .+, см. C. Варианты VP, A, B, C – это тематические варианты. Z – это Тематический (Композиционный) ложный след, так как черные используют единственный шанс на ничью: (45 и т.д.). Y и Y1 – это Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра, так как белые выигрывают посредством вариантов, которые соответствуют требованиям Тематических (Композиционных) вариантов, если черные не используют их единственный шанс на ничью.
3.1.10. Типы дуали:
3.1.10.1. Альтернативный ход.
а) Это означает, что одна белая шашка может выбрать между двумя направлениями движения при совершении неударного хода, сохраняя при этом тот же план игры на выигрыш (ничью). Пример 1 (для простой): ходы 38-32 и 32-28 ведут к той же позиции, что и ходы 38-33 и 33-28. Пример 2 (для дамки): ходы 3-26 и 26-48 ведут к той же позиции, что и ходы 3-25 и 25-48.
b) Это означает, что одна белая дамка может выбрать между двумя направлениями движения при совершении ударного хода, сохраняя при этом тот же план игры на выигрыш (ничью). Пример 3: черные 9-10-24-29-33-35, белые 45-Д49, ход белых: 450,49x35x15 + или 450, 49x40x15 (29)20 + .
3.1.10.2. Свободный ход белой дамки. Это движение белой дамки, которое может быть завершено на двух и более полях одной диагонали.
3.1.10.3. Перестановка ходов. Это изменение в порядке ходов белых.
3.1.10.4. Удлинение решения (с повторением позиции). Пример: Д47/Д15-46-48, ход черных: (36) и белые выигрывают как посредством 41,482(38)42/47 + так и посредством 4(47)15(36)41,482 +.
3.1.10.5. Жертвы разных шашек. Это означает, что жертвы разных шашек не изменяют финальную позицию Тематического (Композиционного) варианта [Пример 1:10-25-Д14/ Д2-Д35-Д45 2-19(46)30,5 или 35-19(46)30,5 . Пример 2: 2-11-16-43/ Д3-Д26-Д35 3-21,8,49 + или 261,8,49 +].
3.1.11. При определении качества этюда в ходе соревнования учитываются только те Тематические (Композиционные) варианты [а также Тематические (Композиционные) ложные следы и Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра], которые указаны автором.
3.1.12. Нарушение основных (технических) требований аннулирует этюд [или Тематический (Композиционный) вариант, или Тематический (Композиционный) ложный след, или Тематическую (Композиционную) иллюзорную игру].
3.2. Эстетические характеристики этюда.
3.2.1. Оригинальность замысла: а) идейная и тематическая новизна, b) новое содержание известных идей, тем, финалов (мотивов), c) более красивое оформление известных идей, тем, финалов (мотивов), d) новое сочетание Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры.
3.2.2. Красота решения. Красота решения достигается неочевидными, трудно находимыми ходами, эффектными финалами (мотивами). Тонкие, тихие маневры (цепь ходов) белых более предпочтительны, чем слишком очевидное нападение на черных. В форсированной игре более ценной является отдача белых шашек с иллюзорным выбором (правило “большинства”), чем отдача белых шашек без такого выбора.
3.2.3. Вариантность игры. Чем больше полноценных (длинных, красивых, без дуалей и т.д.) Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры в этюде, тем богаче содержание этюда.
3.2.4. Чистота решения. Решение этюда должно быть чистым, содержащим как можно меньше дуалей. Уменьшение количества дуалей в Тематических (Композиционных) вариантах, Тематических (Композиционных) ложных следах, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры определяет положительное эстетическое восприятие этюда. Присутствие дуали ( и тем более побочного решения) особенно нежелательно в Основном Тематическом (Композиционном) варианте.
3.2.5. Практичность и экономичность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции этюда более приемлема. Экономичность этюда предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие нападения черных в начальной расстановке, отсутствие размена в начале решения, отсутствие пассивных шашек. Пассивная шашка - это шашка, которая не участвует в решении до финала (мотива). В начальной позиции не должна быть возможной замена дамки черных на простую шашку черных. Чем этюд экономичнее, тем он богаче.
3.2.6. Богатство содержания этюда определяется как совокупность выполнения всех выше перечисленных эстетических характеристик и оказывает определяющее влияние на качество этюда. Нарушение эстетических характеристик (или недостаточное внимание к следованию эстетическим характеристикам) снижает качество этюда.
3.3. Запись решения, обозначение Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры, некомпозиционных вариантов.
3.3.1. Решение этюда записывается краткой нотацией. Например, если ход в полной нотации записывается 47 - 42, то в краткой нотации 42. Если белые шашки присутствуют на 47 и 48, то 472.
3.3.2. Тематические (Композиционные) варианты (кроме Основного) обозначаются большими буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д (кроме букв Z и Y). Основной Тематический (Композиционный) вариант обозначается двумя большими буквами латинского алфавита VP (Variant Principal).
3.3.3. Тематический (Композиционный) ложный след обозначается большой буквой Z, а если присутствуют несколько Тематических (Композиционных) ложных следов, то они сопровождаются цифрами : Z1, Z2, Z3 и т.д.
3.3.4. Тематическая (Композиционная)иллюзорная игра обозначается большой буквой Y, а если присутствуют несколько Тематических (Композиционных) игр, то они сопровождаются цифрами : Y1, Y2, Y3 и т.д.
3.3.5. Только Тематические (Композиционные) варианты, Тематический (Композиционный) ложный след, Тематическая (Композиционная)иллюзорная игра должны быть представлены автором в решении этюда.
Если Тематический (Композиционный) ложный след (ы) находится в некомпозиционных вариантах, и если автор хочет это указать, то тогда такие некомпозиционные варианты должны быть обозначены маленькими буквами латинского алфавита: a, b, c, d, и т.д.
Эти правила определены, основываясь на правилах J.F.Moser (« Het Eindspel » 1941, 1951, Голландия) и правилах бывшего СССР («Шашечный кодекс», Москва, 1986).
3.1. Определение жанра, содержание этюда, основные (технические) требования к этюду.
3.1.1. Этюд (La Fin de Partie) - произведение шашечной композиции, которое характеризуется количеством шашек: у белых не более четырех, у черных не более семи. В жанре «Этюды» есть два типа заданий: «Выигрыш» или «Ничья». В каждом типе игру начинают белые. Первый ход белых не должен быть ударным. Настоящие правила действительны для этюдов с заданиями как «Выигрыш», так и «Ничья».
3.1.2. Этюд должен быть оригинальным, то есть неопубликованным, не участвовавшим или не участвующим в соревнованиях; этюд не должен повторять позицию из опубликованной партии или опубликованного анализа.
3.1.3. Начальная позиция этюда должна быть легальной, т.е. соответствовать правилам игры. Если белые атакованы в начальной позиции, то автор этюда должен указать возможный последний ход черных и белых.
3.1.4. Этюд должен быть решаемым во всех вариантах. Если в каком либо варианте нет решения, то такая позиция не рассматривается как этюд.
3.1.5. Этюд должен иметь не менее двух различных Тематических (Композиционных) вариантов (см.
3.1.5.1.). Вариант - сочетание последовательных ходов белых и черных. Тематический (Композиционный) вариант (VT) – это вариант с единственным решением, приводящий к экономичной финальной позиции (см. 3.1.7.). Чтобы какая либо позиция могла быть признана в качестве этюда, такая позиция должна содержать, по меньшей мере два различных Тематических (Композиционных) варианта. Решение этюда должно состоять из точных ходов белых. Никакое побочное решение (см. 3.1.6.) не допускается. В Тематическом (Композиционном) варианте допускается только одна неточность (дуаль) в ходах белых (см.
3.1.5.1. Различие между двумя Тематическими (Композиционными) вариантами может заключаться либо в:
А) различных финальных позициях каждого Тематического (Композиционного) варианта (см. 3.1.7.), либо в:
В) присутствии как минимум двух различных ходов белых в каждом из Тематических (Композиционных) вариантов по отношению к другому, если финальные позиции в каждом из Тематических (Композиционных) вариантов идентичны.
3.1.6. Единственность решения этюда означает, что никакое побочное решение недопустимо ни в Основном Тематическом (Композиционном) варианте, ни в каком бы то ни было другом Тематическом (Композиционном) варианте. Только одна дуаль допускается в каждом Тематическом (Композиционном) варианте [а также в каждом Тематическом (Композиционном) ложном следе (FST) и каждой Тематической (Композиционной) иллюзорной игре (JIT), см. 3.1.9.]. Никакая дуаль не допускается до появления второго Тематического (Композиционного) варианта.
Понятие «Побочное решение» в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте означает, что этот вариант может быть решен каким-либо другим способом, который приводит к иной финальной позиции, нежели та, которая указана автором.
Понятие «Дуаль» в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте используется для обозначения любой неточности в ходах белых, которая, тем не менее, приводит игру к той же финальной позиции, которая указана автором. Различные типы дуалей указаны в 3.1.10. Понятие «Дуаль» не рассматривается после появления финальной позиции Тематического (Композиционного) варианта.
Если какой-либо вариант, представленный автором в качестве Тематического (Композиционного) варианта, содержит либо побочное решение, либо более, чем одну дуаль, то тогда такой вариант не рассматривается в качестве Тематического (Композиционного) варианта.
3.1.7. В этюдах с заданием «Выигрыш» следующие экономичные финальные позиции рассматриваются как окончание Тематического (Композиционного) варианта :
а) все позиции, помещенные как мотивы в первом издании книги Й.Мозера « Het Eindspel », издание Firma R.Los 1941, на страницах 54-68, мотивы 1A-53C, также все позиции, помещенные как мотивы во втором издании книги Й.Мозера « Het Eindspel », издание Wed/Ahrend/Zoon 1951, на страницах 236-256, мотивы 1A-136B, а также все позиции, помещенные как мотивы в русском издании книги Й.Мозера «Шашечные окончания», издательство ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, 1963 год, на страницах 65-84, поскольку в настоящее время все эти мотивные позиции признаны на международном уровне как «классические мотивные позиции»;
b) любая другая финальная позиция, возникающая в результате предшествовавшей игры, которая соответствует принципу экономичности: никакая шашка белых не может быть удалена, чтобы решение этюда было выполнено [например, позиция, в которой черные заперты минимумом сил (36,41,Д46/Д47, ход черных)], или позиция, в которой любой ход черных ведет к их немедленному проигрышу [например: 45,Д48/50,Д12,Д25, ход черных, где после (37) белые выигрывают посредством 40, а после (26) белые выигрывают посредством 25-3];
c) позиция с одной шашкой черных против одной шашки белых, или позиция с двумя черными шашками против одной белой шашки;
d) позиция с одной шашкой белых, появляющаяся сразу после ударного хода (ходов) черных;
е) позиция, состоящая из двойной или мульти-оппозиции простых шашек, если каждая из черных шашек необходима в каком-либо Тематическом (Композиционном) варианте.
3.1.8. В этюде с заданием «Ничья» в качестве финальной позиции Тематического (Композиционного) варианта рассматривается любая позиция с очевидным ничейным соотношением сил.
3.1.9. К содержанию этюда, кроме Тематических (Композиционных) вариантов, относятся также :
а) Тематический (Композиционный) ложный след (FST) и: b) Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра (JIT).
Тематический (Композиционный) ложный след (FST) – это вариант, который может привести к выигрышу белых, если черные не используют свой единственный шанс на ничью [если у черных два пути добиться ничьей, то такой вариант не является Тематическим (Композиционным) ложным следом].
Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра (JIT) – это вариант в Тематическом (Композиционном) ложном следе; в Тематической (Композиционной) иллюзорной игре белые выигрывают (если черные не используют свой единственный шанс на ничью) только при условии, если этот вариант соответствует требованием, предъявляемым к Тематическому (Композиционному) варианту. Пример:
С.Юшкевич, «Шашечный мир», № 4, 1998. Черные: 2,22,28,34,35; Белые: 11, Д17, Д44. Выигрыш. VP(Основной вариант, Variante principale): 7(2x11A) 6(340B)39Z(45)50(40)11(44C)33,50 + A) (22x11)6,25 + B) (350)35(39)1(43)23,49 + C) (27)35(32)24(37)47 + Z) 50 ?(45)11(27Y)31/36(50) = Y) (40)6(44Y)3950 + Y1) (27)35 и т.д .+, см. C. Варианты VP, A, B, C – это тематические варианты. Z – это Тематический (Композиционный) ложный след, так как черные используют единственный шанс на ничью: (45 и т.д.). Y и Y1 – это Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра, так как белые выигрывают посредством вариантов, которые соответствуют требованиям Тематических (Композиционных) вариантов, если черные не используют их единственный шанс на ничью.
3.1.10. Типы дуали:
3.1.10.1. Альтернативный ход.
а) Это означает, что одна белая шашка может выбрать между двумя направлениями движения при совершении неударного хода, сохраняя при этом тот же план игры на выигрыш (ничью). Пример 1 (для простой): ходы 38-32 и 32-28 ведут к той же позиции, что и ходы 38-33 и 33-28. Пример 2 (для дамки): ходы 3-26 и 26-48 ведут к той же позиции, что и ходы 3-25 и 25-48.
b) Это означает, что одна белая дамка может выбрать между двумя направлениями движения при совершении ударного хода, сохраняя при этом тот же план игры на выигрыш (ничью). Пример 3: черные 9-10-24-29-33-35, белые 45-Д49, ход белых: 450,49x35x15 + или 450, 49x40x15 (29)20 + .
3.1.10.2. Свободный ход белой дамки. Это движение белой дамки, которое может быть завершено на двух и более полях одной диагонали.
3.1.10.3. Перестановка ходов. Это изменение в порядке ходов белых.
3.1.10.4. Удлинение решения (с повторением позиции). Пример: Д47/Д15-46-48, ход черных: (36) и белые выигрывают как посредством 41,482(38)42/47 + так и посредством 4(47)15(36)41,482 +.
3.1.10.5. Жертвы разных шашек. Это означает, что жертвы разных шашек не изменяют финальную позицию Тематического (Композиционного) варианта [Пример 1:10-25-Д14/ Д2-Д35-Д45 2-19(46)30,5 или 35-19(46)30,5 . Пример 2: 2-11-16-43/ Д3-Д26-Д35 3-21,8,49 + или 261,8,49 +].
3.1.11. При определении качества этюда в ходе соревнования учитываются только те Тематические (Композиционные) варианты [а также Тематические (Композиционные) ложные следы и Тематическая (Композиционная) иллюзорная игра], которые указаны автором.
3.1.12. Нарушение основных (технических) требований аннулирует этюд [или Тематический (Композиционный) вариант, или Тематический (Композиционный) ложный след, или Тематическую (Композиционную) иллюзорную игру].
3.2. Эстетические характеристики этюда.
3.2.1. Оригинальность замысла: а) идейная и тематическая новизна, b) новое содержание известных идей, тем, финалов (мотивов), c) более красивое оформление известных идей, тем, финалов (мотивов), d) новое сочетание Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры.
3.2.2. Красота решения. Красота решения достигается неочевидными, трудно находимыми ходами, эффектными финалами (мотивами). Тонкие, тихие маневры (цепь ходов) белых более предпочтительны, чем слишком очевидное нападение на черных. В форсированной игре более ценной является отдача белых шашек с иллюзорным выбором (правило “большинства”), чем отдача белых шашек без такого выбора.
3.2.3. Вариантность игры. Чем больше полноценных (длинных, красивых, без дуалей и т.д.) Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры в этюде, тем богаче содержание этюда.
3.2.4. Чистота решения. Решение этюда должно быть чистым, содержащим как можно меньше дуалей. Уменьшение количества дуалей в Тематических (Композиционных) вариантах, Тематических (Композиционных) ложных следах, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры определяет положительное эстетическое восприятие этюда. Присутствие дуали ( и тем более побочного решения) особенно нежелательно в Основном Тематическом (Композиционном) варианте.
3.2.5. Практичность и экономичность. Естественная расстановка шашек в начальной позиции этюда более приемлема. Экономичность этюда предусматривает активное участие всех шашек в решении, отсутствие нападения черных в начальной расстановке, отсутствие размена в начале решения, отсутствие пассивных шашек. Пассивная шашка - это шашка, которая не участвует в решении до финала (мотива). В начальной позиции не должна быть возможной замена дамки черных на простую шашку черных. Чем этюд экономичнее, тем он богаче.
3.2.6. Богатство содержания этюда определяется как совокупность выполнения всех выше перечисленных эстетических характеристик и оказывает определяющее влияние на качество этюда. Нарушение эстетических характеристик (или недостаточное внимание к следованию эстетическим характеристикам) снижает качество этюда.
3.3. Запись решения, обозначение Тематических (Композиционных) вариантов, Тематических (Композиционных) ложных следов, Тематической (Композиционной) иллюзорной игры, некомпозиционных вариантов.
3.3.1. Решение этюда записывается краткой нотацией. Например, если ход в полной нотации записывается 47 - 42, то в краткой нотации 42. Если белые шашки присутствуют на 47 и 48, то 472.
3.3.2. Тематические (Композиционные) варианты (кроме Основного) обозначаются большими буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д (кроме букв Z и Y). Основной Тематический (Композиционный) вариант обозначается двумя большими буквами латинского алфавита VP (Variant Principal).
3.3.3. Тематический (Композиционный) ложный след обозначается большой буквой Z, а если присутствуют несколько Тематических (Композиционных) ложных следов, то они сопровождаются цифрами : Z1, Z2, Z3 и т.д.
3.3.4. Тематическая (Композиционная)иллюзорная игра обозначается большой буквой Y, а если присутствуют несколько Тематических (Композиционных) игр, то они сопровождаются цифрами : Y1, Y2, Y3 и т.д.
3.3.5. Только Тематические (Композиционные) варианты, Тематический (Композиционный) ложный след, Тематическая (Композиционная)иллюзорная игра должны быть представлены автором в решении этюда.
Если Тематический (Композиционный) ложный след (ы) находится в некомпозиционных вариантах, и если автор хочет это указать, то тогда такие некомпозиционные варианты должны быть обозначены маленькими буквами латинского алфавита: a, b, c, d, и т.д.
Alemo- Количество сообщений : 5112
Возраст : 65
Географическое положение : USA
Дата регистрации : 2008-04-04
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения