МиФ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Чемпионат Мира по Альтернативной Композиции

Перейти вниз

Чемпионат Мира по Альтернативной Композиции Empty Чемпионат Мира по Альтернативной Композиции

Сообщение автор Alemo Чт Апр 14, 2011 5:33 am

Здравствуйте, Владимир, Алгимантас и Виктор !



У меня нет имэйла И. Ивацко, но я надеюсь Вы ему перешлёте этот имэйл, если сочтёте нужным.



Цель этого имэйла – официальное предложение CPI О проведении «Альтернативного Чемпионата Мира по Композиции (Проблемы)». На форуме сайта Миленко Лепшич «МИФ» я предлагал даже авангардное название «Паракомпозиция», но поскольку в официальной прессе выражение «Пара-Олимпиада» считается Олимпиадой для инвалидов, то я посчитал, что лучше всё-таки использовать более традционный и нейтральный термин «Альтернатиная Композиция».



Моё предложение отнюдь не импульсивное, сделанное под влиянием каких то минутных настроений и эмоций, но результат моих личных размышлений и творческих поисков в композиции в течение последних нескольких лет.



Думаю ни для кого из Вас не секрет, что в нынешних правилах CPI для проблем хотя и в достаточно мягкой форме, но по прежнему предпочтение отдаётся прямой комбинации с жертвами белых шашек. Возможно это и правильное решение (я лично не уверен), отражающее реалии сегодняшнего дня и существующего положения вещей, когда большинство составителей отдают предпочтение именно этому типу позиций. Тем не менее думаю Вы согласитесь со мной, что реальный спектр всех возможных типов позиций намного шире и богаче. В той или иной форме, почти на каждом конкурсе или чемпонате мира мы встречаем «диссидентов» - позиции где прямая комбинация не является основной доминантой и в решении присутствуют другие зрелищные и эстетические элементы игры.



Ниже я привожу перечень категорий, которые по моему мнению должны были бы войти в состав Чемпионата Мира по Альтернативной Композции, с моими короткими комментариями.








· Практические проблемы.



Количество белых или чёрных шашек больше 12. Проблемы должны удовлетворять базовым требованиям не ниже мастерского.



· Проблемы с контригрой.



Количеством белых и чёрных шашек больше 8, но не больше 12. Проблемы должны удовлетворять базовым требованям не ниже мастерского.



· Проблемы с нетривиальной игрой в эндшпиле.



Количеством белых и чёрных шашек не больше 8. Проблемы должны удовлетворять базовым требованиям не ниже мастерского.



· Свободная тема.



Проблема должна удовлетворять только основным требованиям к композиции:



А) В начальной расстановке одни простые.

В) Единственность решения.

С) Чистота финала.



· Дамочные проблемы.

В начальной расстановке присутствует хотя бы одна белая или чёрная дамка.

1) Практические проблемы.



Ни для кого из Вас наверное не секрет, что голландские составители в массе своей (с очень не большим исключением) не участвуют в нынешних соревнованиях под эгидой CPI и основное внимание в своём творчестве уделяют “Практическим проблемам» - это хорошо видно из тех позиций, что появляются в композиционном топике на сайте ФМЖД. Есть и другая, менее многочисленная группа составителей, которая могла бы достойно конкурировать в этой категории – составители-практики. Яркий пример на сегодняшний день – Э. Бужинский и Ю. Ермаков. Они составляют и довольно активно только практические позиции, композиторами сами себя не считают, хотя отдельные, лучшие их произведения могли бы украсить любое соревнование по композиции.



2) Проблемы с контригрой.



Я достаточно долго думал – а стоит ли вообще включать пробемы с контригрой в Чемпионат Мира по Альтернативным Композициям? Ведь в очень многих проблемах, участвующих в нынешних соревнованиях, в той или иной степени контригра чёрных присутствует и иногда такие композиции оцениваются достаточно высоко и занимают призовые места. Тем не менее тенденция на сегодняшний день такова, что полного признания позиции этого рода не получили и частенько их судьба зависит только от личного предпочтения судей. Кроме того добросовестный судья, который строго следует установкам нынешних Правил и требований к проблемам, и не должен их высоко оценивать, отдавая предпочтения прямой белой комбинации с жертвами шашек.



3) Проблемы с нетривиальной игрой в эндшпиле.



Это так называемые «Позиции по мотивам». Тем не менее в название категории я решил не включать такие слова (и ограничения) как «Мотив» или «Этюд», потому что во многих случаях в эндшпльной игре двух (или более) вариантов нет, а есть только один вариант, приводящий к экономичному финалу. Поэтому я и сделал требования к этой категории более мягкими, расширив возможный спектр позиций.



Поскольку я сам являюсь большим поклоннком и сторонником позиций этого типа, то именно с этой категории и началось моё продумывание концепции альтернативного чемпионата мира. Позиции этого типа получили ещё большее «недоценивание» в нынешних конкурсах, потому что зачастую их комбинационная составляющая играет более второстепенную роль, чем игра в эндшпиле после комбинации. Повидимому наиболее лучшими и наиболее высоко оцениваемыми позициями в этой категории должны быть те проблемы, где оба компонента удовлетворяют требованиям зрелищности и новизны.



Я употребил в названии темы слово «нетривиальная игра в эндшпиле», для того чтобы исключить позиции со стандарными простенькими окончаниями и мини-этюдами с 2-я – 3-я вариантами скажем на большой дороге, тройнике, двойнике. В принципе использование чужих, известных, «нетривиальных» этюдов здесь возможно, но новизна должны приветствоваться и оцениваться.



4) Свободная тема.



Предварительно этой темы вообще не было в моём списке категорий, но было смутное ощущение, что что-то такое должно присутствовать. Сначала это было только снятие ограничения (морального) на шашки на преддамочных полях. Но чем больше я думал об этой категории, тем больше возникало вопросов типа «а почему нет?». Позднее я добавил сюда снятия ограничения на легальность, материальное соотношение и в конце концов пришёл к простому осознания факта, что никаких ограничений не должно быть вообще (!), только самые базовые, аксиомные. В результате и появилось название темы – «Свободная» Нет ограничений ни на тип позиций, ни на фантазию авторов. Хотя мы и считаем Композицию разновидностью спорта, но не должны забывать, что это ещё и искусство, а там есть не только Рубенс или Рембрандт, но и Пикассо, Даля и Малевич !



5) Дамочные проблемы.



С этой категорией тоже не всё просто. Сначала я вообще не хотел включать её сюда, полагая, что проблемы с дамками должны стоять особняком. Но позднее я изменил своё мнение. Было бы не очень реалистично полагать, что эти позиции могут рассчитывать на отдельный Чемпионат Мира.



Однако они тоже заслужили свою долю признания. Это громаднейший и пока ещё мало востребованный и задействованный пласт позиций, очень зрелищный, и было бы несправедливо полностью проигнорировать их. Есть несколько составителей очень высокого класса, работающих сегодня в этом жанре – Е. Зубов, М. Цветов, В. Беляускас, В. Матус. Это так сказать ведущие, но есть и ещё несколько человек, кто иногда составляет дамочные проблемы. Введение этой категории в Альтернативный Чемпионат Мира может быть хорошим стимулом для пропаганды и развития жанра «Дамочной Проблемы».



Сначала я хотел дать назвать тему «Парапроблемы». Тем не менее позднее я изменил своё мнение и вот почему. Согласно классическому определению и требованиям к полипроблемам, сформулированными Евграфом Зубовым, автором и основоположником жанра «Полипроблемы», композиции в этом жанре дожны иметь не менее двух композиционных вариантов. Это довольно серьёзное и жёсткое требование, которое может отпугнуть тех составителей, которые проблем с дамками никогда не составляли. Поэтому я решил это требование смягчить и предоставить участнкам выбор и возможность посылать на соревнование дамочные проблемы только с одним композиционным вариантом. Понятно, что таке позиции будут оценваться ниже, чем дамочные проблемы с двумя или более вариантами, но для многих участников это может быть решением проблемы и выходом из положения.



Кроме того, жанр «Полипроблемы» включает сюда и вариантные проблемы только с простыми, но они уже вошли в «Свободную тему».


Порядок проведения Альтернативного Чемпоната Мира и определения победителя.


1) В каждой из 5-и категорий участник может прислать не более 2-х произведений. В общий зачёт идут 7 произведений. Порядок подсчёта и усреднений такой же, как и в регулярных Чемпонатах Мира по этюдам и проблемам.



2) Количество судей в каждой категории – 5. Состав Судейской Коллегии в каждой отдельной категории может не совпадать с Судейской Коллегией для других категорий.



3) Чемпионат Мира по Альтернативной Композиции может проходить реже, чем регулярные ЧМ, скажем раз в 8-10 лет. Подготовка к нему должны быть дольше чем к обычному соревнованию, по видимому 12-18 месяцев, после объявления условий чемпионата.






P.S. Кроме требований к категориям я ввёл ещё одно ограничение – по материалу, расположив позиции по всему возможному спектру, исходя из соображений здравого смысла: практические проблемы помещены в зону с большим количеством шашек, больше 12 у одной из сторон, проблемы с контригрой помещены в »среднюю зону» с количеством шашек более 8, но не более 12, и позиции с эндшпильной игрой придвинуты к эндшпилю, с количеством шашек у каждой из сторон не более 8.



Такое распределение немного не совпадает с классическим определением жанров в композиции и о базируется всего лишь на моём личном опыте (небольшом), восприятии и представлении.



С уважением,



А. Моисеев

Alemo

Количество сообщений : 5112
Возраст : 65
Географическое положение : USA
Дата регистрации : 2008-04-04

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения