Композиция в Беларуси
+10
АлеКо
Alemo
SB
Algimantas
Anatolich
yushkevitch
letas
rimas
Tsvetov
Liahovsky
Участников: 14
Страница 14 из 15
Страница 14 из 15 • 1 ... 8 ... 13, 14, 15
Re: Композиция в Беларуси
Да,все четко и аргументировано.Может тогда можно было избежать и таких чудес.Algimantas пишет:Очень правильные слова.yushkevitch пишет:
Первоисточники нужны всегда, если речь идет не об учебных примерах и стандартных комбинациях, а о произведениях композиции, и тем более, если речь идет о них в книге (другое дело, если первоисточник неизвестен – такое бывает, к сожалению, и тогда уж ничего не поделаешь, но я не имею в виду такие случаи).
Лучше всего давать первоисточники полностью – дату и место публикации, но, на крайний случай, хотя бы дату первой публикации, как это сделал G.Gortmans в “1001 miniaturen” (это единственный недостаток этой книги, который по прошествии времени становится все менее актуальным, но в случае наиболее сильных предшественников G.Gortmans дает их в нотации в конце книги).
Отсутствие в книге информации и о дате, и о месте публикации помещенных в книгу ранее опубликованных произведениях композиции – это халтура.
Понятно, что красиво изданная и доступная по цене новая книга по шашкам найдет своего покупателя – и это прекрасно, довольны и автор(ы) книги, и издатель.
Но по «Гамбургскому счету» - следует назвать вещи своими именами, хотя бы один раз.
Книга "Мудрая и вечная" №1034 и №1035,автор - А.Ляховский
Решение в обих b8,bd6,d8,g7,c1+
И обижаться нечего,надо просто поучиться из своих ошибок.
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
Очень правильные слова.yushkevitch пишет:
Первоисточники нужны всегда, если речь идет не об учебных примерах и стандартных комбинациях, а о произведениях композиции, и тем более, если речь идет о них в книге (другое дело, если первоисточник неизвестен – такое бывает, к сожалению, и тогда уж ничего не поделаешь, но я не имею в виду такие случаи).
Лучше всего давать первоисточники полностью – дату и место публикации, но, на крайний случай, хотя бы дату первой публикации, как это сделал G.Gortmans в “1001 miniaturen” (это единственный недостаток этой книги, который по прошествии времени становится все менее актуальным, но в случае наиболее сильных предшественников G.Gortmans дает их в нотации в конце книги).
Отсутствие в книге информации и о дате, и о месте публикации помещенных в книгу ранее опубликованных произведениях композиции – это халтура.
Понятно, что красиво изданная и доступная по цене новая книга по шашкам найдет своего покупателя – и это прекрасно, довольны и автор(ы) книги, и издатель.
Но по «Гамбургскому счету» - следует назвать вещи своими именами, хотя бы один раз.
Algimantas- Количество сообщений : 1330
Дата регистрации : 2008-04-22
Re: Композиция в Беларуси
Довольно интересное уточнение из истории позиций. Приятно и даже интересно было читать. Но с точки зрения общей информации. Проблема в дискуссии была поднята другая. Проблема соавторства или "псевдосоавторства", на это у каждого остались свои мнения.
Схемы схемами, но вот почему же в этюдах когда в произведении произошло обьединение двух других, то не ставится же три автора, а в проблемах даже при напоминании темы ставят. Правда не все, а единицы... Но мы возмущаться не должны, т.к. тот, кто такое соавторство узаконил тратит очень много времени на проверку позиций при подготовке их к печати и мы должны быть ему за это благодарны и при не восприятии его оригинальных взглядов на композицию делать на это скидку.
А по поводу ошибок в Ладье также писал и я. Книга монументальтный труд изначально и должна готовиться капитально. Но как тут пишет автор книги из дискуссии он много времени тратит на проверку позиций при подготовке к печати, за что ему все должны быть благодарны, но, видимо, проверить публикацию своей книги у него времени не нашлось. Такой вот сапожник без сапог... Но мы критиковать книгу не имеем права, т.к. мы все должны быть благодарны за проверку наших позиций...
Схемы схемами, но вот почему же в этюдах когда в произведении произошло обьединение двух других, то не ставится же три автора, а в проблемах даже при напоминании темы ставят. Правда не все, а единицы... Но мы возмущаться не должны, т.к. тот, кто такое соавторство узаконил тратит очень много времени на проверку позиций при подготовке их к печати и мы должны быть ему за это благодарны и при не восприятии его оригинальных взглядов на композицию делать на это скидку.
А по поводу ошибок в Ладье также писал и я. Книга монументальтный труд изначально и должна готовиться капитально. Но как тут пишет автор книги из дискуссии он много времени тратит на проверку позиций при подготовке к печати, за что ему все должны быть благодарны, но, видимо, проверить публикацию своей книги у него времени не нашлось. Такой вот сапожник без сапог... Но мы критиковать книгу не имеем права, т.к. мы все должны быть благодарны за проверку наших позиций...
Re: Композиция в Беларуси
В развернувшейся недавно дискуссии упоминались две концовки, опубликованные от моего имени.
В этой связи необходимо кое-что уточнить.
По первой позиции (см. диаграмму 1):
1. С.Юшкевич
c7, bc5, b8, h8. ШАШКИ-6-1974, стр. 29, в нотации.
Дело было так. В конце 1973 г. я пришел в ЦШК СССР и А.Виндерман попросил меня проконсультировать на предмет оригинальности ряд позиций,
в частности, концовку А.Аюпова (см. диаграмму 2).
2. А.Аюпов
b6(d6) ab4,bc5, b8, h8. ШАШКИ-5-1974.
Я сказал А.Виндерману, что с середины 1960-х гг. знаю позицию А.Уварова (возможно, и не Уварова, но именно он мне ее показал как свою, см. диаграмму 3), однако не знаю где и когда она была опубликована впервые.
3. А.Уваров
c7, e7(a1) b8, h8.
«Она», говорю я, «по-моему, лучше, чем концовка Аюпова, но поскольку у Аюпова несколько иной механизм, то печатать Аюпова можно и нужно. Другое дело», продолжаю я, «что для показа этого несколько иного механизма такое уродство как открытое поля b8 при белой простой а7 можно ликвидировать достаточно просто» – и показываю расстановку на диаграмме 1.
«А, отлично» отозвался Виндерман, «приятно смотрится и полезно для начинающих. Я дам сначала Аюпова, а твою расстановку в нотации в решениях к позиции Аюпова, если ты не против.»
«Я не против», отвечаю я, «но моего тут кот наплакал». «Неважно», ответил Виндерман, «разница есть и она позитивная с точки зрения внешнего вида концовки».
Вот так и появилась проблема на диаграмме 1 под моей фамилией. К сожалению, и я, и Виндерман тогда забыли о концовке А.Гуральника (которая будет приведена далее) из ШАШКИ-8-1969.
«Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 4:57 pm
Позиция С. Юшкевича была дана в решении Позиции А. Аюпова, как вариация.
Помимо объективной информации о местонахождении моей позиции, здесь присутствует и элемент субъективной фантазии автора поста.
Никакого «как вариация» написано не было, вот скан публикации из ШАШКИ-6-1974, стр. 29.
Далее «Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 4:57 pm
Обратите внимание, что у С. Юшкевича укороченная схема или говоря точнее фрагмент позиции А. Аюпова.
Снова налицо элемент субъективной фантазии автора поста. Схема у С.Юшкевича не укороченная, схема аналогична той, что использовал А.Аюпов.
На диаграммах 1А и 2А сравнение схем в обеих концовках.
1A. С.Юшкевич
bc5 etc.
2A. А.Аюпов
bc5 etc.
В моей концовке укорочен на один ход подход к схеме за счет отказа от тихого хода, что дало возможность придать этой схеме «человеческое лицо», ликвидировав в начальной расстановке уродство в виде открытого поля b8 при белой простой а7.
Эта акция привела к следующему результату на сегодняшний день: позицию Аюпова не помнит никто, позицию Юшкевича помнят, несмотря на то, что мой вклад в развитие темы минимальный.
А почему?
А потому, что, помимо впечатления о схемах, приемах, ударах, и прочей технологии, так сказать, композиционной «кухне», людям свойственно помнить, в первую очередь, расстановку: своего рода «фотокарточку» проблемы. Моя расстановка – самая простая и естественная, вот она поэтому и запоминается всем нормальным людям – любителям шашек, кто наберется терпения просмотреть ее решение. А вместе с расстановкой запоминается и мое имя, как ее автора, хотя, повторюсь, что мой вклад в развитие темы минимальный.
Вероятно, найдутся «эксперты», которые авторство то дают, то забирают, ссылаясь на какие-то правила. Такие «эксперты», не исключено, станут утверждать, что Юшкевич не имеет права на авторство на расстановку на диаграмме 1.
На этот счет я писал в своем ЭССЕ ОБ ЭТЮДАХ 30.06.2009 в отношении авторства на одновариантную цепочку ходов, которая была в позиции Я.Бюса перед возникновением известного этюда И.ле Гофф (цитирую курсивом): «факт, что как начальная расстановка, так и расстановки после всех ходов до возникновения позиции И.ле Гофф принадлежат г.Я.Бюс. То есть: автором этих расстановок шашек является г.Я.Бюс, независимо от "традиций" СССР.
Но по этому же сверхточному подходу следует писать в решении после первых 5 ходов: И.ле Гофф, чтобы каждый смог оценить вклад г.Я.Бюс.»
Полный текст ЭССЕ см. в топике Эссе С. Юшкевича об этюдах (1), искать следует на МиФ – Архив – Общие шашечные темы.
Далее «Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 4:57 pm
Пока авторство сохраняет А. Аюпов
Авторство на что? К расстановке на диаграмме 1 Аюпов отношения не имеет. Он мог видеть эту расстановку в процессе работы, но он отказался ее зафиксировать, прислав для публикации позицию 2 без какого-либо упоминания о возможности оформить тему «с человеческим лицом», как на диаграмме 1.
Однако позднее выяснилось, что А.Аюпов тоже не «Христофор Колумб» в этой схеме.
Вот упоминавшаяся выше концовка А.Гуральника (см. диаграмму 4).
4. А.Гуральник
b2, c7, b8, h8(g5) g3(h4) f4. ШАШКИ-8-1969.
Сравним схемы у Аюпова и у Гуральника.
2А. А.Аюпов
bc5 etc.
4А. А.Гуральник
bc7 etc.
Вклад Аюпова в развитии темы состоит во вступительном тихом ходе (если тихий ход можно назвать вкладом) и очищением финала, по сравнению с концовкой Гуральника, а концепция несколько иного, чем у Уварова, механизма заимствована у Гуральника.
Получается, что авторство принадлежит А.Гуральнику?
Нет, так тоже нельзя сказать. На что именно авторство? На начальную расстановку – да, а на идейную оригинальность – нет.
Ведь у него нет чистого «столбняка», механизм тоже не очень оригинален по сравнению с позицией Уварова, тема здесь включает в себя, кроме механизма, и финал – противостояние дамок, а его Гуральник в чистом виде не достиг.
Гуральник, фактически, сделал свою проблему с позиции 3: он упростил механизм, убрав шашку с1 и, соответственно, удар с1:е7. Вклад, прямо скажем, небольшой, хотя и формально присущий. Но ведь это не улучшение проблемы А.Уварова, а видоизменение механизма, с сохранением принципиальной его части – попаданием черных на а1 с поля е5, и финале с противостоянием дамок (к сожалению, нечистого противостояния), получаемом ударом с b8. Скорее всего, Гуральник тоже в процессе работы видел расстановку на диаграмме 1, но и он сделал свой выбор, от нее отказавшись в пользу позиции на диаграмме 4. И Аюпов, и Гуральник выбрали то, что выбрали – и без какого-либо упоминания о возможности показать тему в самой простой и доступной форме, как на диаграмме 1.
Что же, вольному – воля.
Мой вывод следующий:
Наилучшим выражением темы есть проблема А.Уварова.
Последующие проблемы на эту тему – Гуральника, Аюпова и Юшкевича – существуют самостоятельно, поскольку копиями проблемы Уварова не являются, и в каждой из них есть кое-что свое.
Сколько это «свое» стоит в оценочном эквиваленте по 10-очковой шкале – на этот вопрос каждый «эксперт» пусть отвечает сам, если ему делать больше нечего.
Решение позиции 1 правильно записать так: c7, А.Гуральник, А.Аюпов – bc5, b8, h8.
Что до более поздних обращений к этой теме, то из них оптимальной, с точки зрения композиционного усложнения темы, является позиция Р.Шаяхметова, помещенная 03.04.2011 на сайте ШАШКИ В РОССИИ в топике «Русские шашки» (см. диаграмму 5).
5. Р. Шаяхметов
ab4(h2) g3(e5) a5, c7, А.Уваров - e7(a1) b8, h8. ШАШКИ В РОССИИ, топик «Русские шашки», 03.04.2011.
Однако расстановку Уварова будут помнить все любители шашек, кто ее видел, а расстановку Шаяхметова – только проблемисты. Не только потому, что расстановка Уварова более легкая для восприятия, но также потому, что в ней тема показана сразу, а в расстановке Шаяхметова она спрятана в глубине решения. Но ведь больше впечатляет все-таки тема, а не количество ходов в подходе к теме.
А если мы продолжим исследование происхождения темы, то придем к следующей позиции:
6. D.Douwes
7, 27, 8(46) 1, 5. “De Problemist”, июль 1947.
_____________________________________________________________________________
По второй позиции (см.диаграмму 7).
7. С.Юшкевич
c5, a3, e3(a1) d4, b4, b2, c3. ШАШКИ-1-1969.
«letas» писал (цитирую курсивом и цветом):
02.02.2015 letas Сегодня в 7:11 pm
p.s.Авторство Юшкевича довольно спорное. Известна публикация 100,1939г.Я давал эту позицию.
Вот позиция, о которой писал «letas».
8. W.B.Monsma, 1935
493, 39, 36, 38(46) 32, 31, 41, 37.
G.Gortmans, “1001 miniaturen”, 1939, диаграмма 995.
Эта позиция W.B.Monsma с небольшим изменением в расстановке была адаптирована мной к 64 доске специально, для показа механизма, неизвестного в русских шашках, и я никогда не делал из этого секрета.
Прямой перенос был невозможен, поэтому я адаптировал механизм для 64 доски, о чем сообщил А.Виндерману, с указанием позиции W.B.Monsma. Он посчитал нужным при публикации дать мою фамилию над диаграммой 7. Впоследствии о позиции W.B.Monsma было упоминание в ШАШКАХ, в «Дополнениях, уточнениях», если не ошибаюсь.
Но авторство W.B.Monsma тоже не стопроцентное, как о том полагает «letas».
В феврале 1934 г. в отделе проблем в “Het Damspel” под руководством P.W.Kliphuis на стр. 30 была опубликована следующая позиция (без автора), среди других, также представленных как «мотивы».
9.
Ход черных.
От этой позиции до получения ключевой – для обработки темы в рамках проблемы (см. диаграмму 10) позиции – один очевидный и элементарный шаг:
10.
36, 38 – и получаем диаграмму 8.
Почему P.W.Kliphuis сам не сделал этот шаг? Мне представляется – потому, что, как редактор отдела, он дал возможность сделать этот шаг читателям.
Этот шаг сделал В.Монсма в 1935 г., согласно «1001 миниатюре», где указан над диаграммой 995 год первой публикации (без указания источника публикации). Он также добавил белые шашки 39 и 49 – вот и весь его вклад в обработку темы.
Немного, надо сказать.
Но в истории эта миниатюра на диаграмме 8 сохранилась как целое под именем W.B.Monsma. Думаю, что так будет и в дальнейшем, даже если ее решение будет записано полным образом, то есть так:
493, 39, 36, 38 – P.W.Kliphuis, 1934 – (46) 32, 31 – A.Guerra, 1595 – 41, 37.
Соответственно, решение для диаграммы 7 правильно писать так:
c5 – W.B.Monsma, 1935 – a3, e3 – P.W.Kliphuis, 1934 –(a1) d4, b4 – A.Guerra, 1595 –b2, c3.
_____________________________________________________________________________
И вот еще кое-что, требующее уточнения.
«Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
02.02.2015 автор Liahovsky Сегодня в 10:45 am
Первоисточники нужны тогда, когда пишешь энциклопедию или антологию.
Первоисточники нужны всегда, если речь идет не об учебных примерах и стандартных комбинациях, а о произведениях композиции, и тем более, если речь идет о них в книге (другое дело, если первоисточник неизвестен – такое бывает, к сожалению, и тогда уж ничего не поделаешь, но я не имею в виду такие случаи).
Лучше всего давать первоисточники полностью – дату и место публикации, но, на крайний случай, хотя бы дату первой публикации, как это сделал G.Gortmans в “1001 miniaturen” (это единственный недостаток этой книги, который по прошествии времени становится все менее актуальным, но в случае наиболее сильных предшественников G.Gortmans дает их в нотации в конце книги).
Отсутствие в книге информации и о дате, и о месте публикации помещенных в книгу ранее опубликованных произведениях композиции – это халтура.
Понятно, что красиво изданная и доступная по цене новая книга по шашкам найдет своего покупателя – и это прекрасно, довольны и автор(ы) книги, и издатель.
Но по «Гамбургскому счету» - следует назвать вещи своими именами, хотя бы один раз.
По этой же теме «letas» писал (цитирую курсивом и цветом):
letas в Пн Фев 02, 2015
«Непонятно, почему прицепились именно к этой книге. Возьмите любую шашечную книгу, выходившую в последнее время. В них те же самые недостатки. Никто из авторов книг не ищет истину. А просто публикует в книгах позиции из своих архивов. В газете Ладья полно подобных ошибок. Но никто ее не критикует.»
Любую?
Хорошо.
Взял.
По композиции, естественно, в жанре проблем.
Смотрим:
-книги, изданные И.Г.Науменко:
Три книги Г.Рудницкого – «Четырк знакомства с шашками», «Крымские этюды о шашках», «Шанувальники i майстри шашок», книгу И.Ивацко «Шашки – мой досуг», книги А.Малюты и А.Баланюка «Одесская школа шашечной композиции» и «Планетарий шашечного искусства», книгу А.Малюты. А.Баланюка и Г.Рудницкого «Шашки – первая любовь».
Во всех этих семи книгах первоисточники указаны.
-книги, изданные Е.В.Зубовым:
«Гранды России» - авторы Е.Зубов и В.Матус, «Мир русских шашек Александра Бакумца» - автор А.В.Андреев.
И в этих книгах первоисточники указаны.
-книги R.Mackevicius, изданные M.Lepsic: “Saskiu problemos” и “Saskiu miniaturos”.
-книгу A.Tavernier “Florilege”.
И в этих книгах первоисточники указаны.
В свете этих реальных фактов, отрицающих написанное г-ном «letas», рассеивается, как дым, весь пафос огульного обвинения г-ном «letas» всех подряд современных авторов книг по композиции насчет того, что «Никто из авторов книг не ищет истину», а остается довольно-таки неприятный осадок от неприкрытой агрессии автора поста.
Почему в некоторых современных (и не только) книгах первоисточники не указаны?
Во-первых, это вопрос воспитания.
В обществе принято здороваться при встрече, снимать шапку в доме, не есть руками котлеты, находясь в гостях не мочиться в прихожей, и т.д. В конце списка я ставлю также: указывать первоисточники при повторной публикации. Не все авторы книг приобрели в своей эволюции навыки совершить какое-либо из вышеперечисленных действий (или их все) в качестве правила.
Во-вторых, это вопрос привычки: записывать первоисточники при внесении позиции в свои архивы. В русских шашках у меня такой привычки не было, и вот результат: я не знаю первоисточник вышеуказанной проблемы А.Уварова (см. диаграмму 3). Когда я начал коллекционировать проблемы-100, я, проявив силу воли, уже записывал их сразу с первоисточником. Это скоро стало привычкой, и сейчас первоисточник для меня такая же часть информации о проблеме, как автор, расстановка и решение.
Теперь насчет этого:
«В газете Ладья полно подобных ошибок. Но никто ее не критикует.»
Ну, во-первых, от книги ожидается более высокое качество содержания и точности информации по приведенным позициям, чем от периодического издания. Все-таки, авторы книг не ограничены временем, как редакторский штаб периодического издания, и поэтому возможности для проверки качества произведений при подготовке книги к публикации у авторов книг значительно шире.
А во-вторых, потому, что критиковать в настоящее время «Ладью» – это как критиковать газету «Красный спорт» во Вторую мировую войну, если бы она продолжала выходить на оккупированной немцами территории.
И последнее. Вернемся к позиции на диаграмме 1.
Liahovsky писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 12:51 pm
«Что касается концовки С. Юшкевича, то мне трудно ответить в данный момент кто раньше напечатал эту позицию».
Г-ну Ляховскому трудно ответить: кто из нас двоих раньше напечатал позицию на диаграмме 1.
Мне – нетрудно.
Я раньше, судя по объективным данным.
А если г-н Ляховский считает иначе – то вполне возможно, что он может быть прав, но тогда нужен скан с информацией о публикации.
В этой связи необходимо кое-что уточнить.
По первой позиции (см. диаграмму 1):
1. С.Юшкевич
c7, bc5, b8, h8. ШАШКИ-6-1974, стр. 29, в нотации.
Дело было так. В конце 1973 г. я пришел в ЦШК СССР и А.Виндерман попросил меня проконсультировать на предмет оригинальности ряд позиций,
в частности, концовку А.Аюпова (см. диаграмму 2).
2. А.Аюпов
b6(d6) ab4,bc5, b8, h8. ШАШКИ-5-1974.
Я сказал А.Виндерману, что с середины 1960-х гг. знаю позицию А.Уварова (возможно, и не Уварова, но именно он мне ее показал как свою, см. диаграмму 3), однако не знаю где и когда она была опубликована впервые.
3. А.Уваров
c7, e7(a1) b8, h8.
«Она», говорю я, «по-моему, лучше, чем концовка Аюпова, но поскольку у Аюпова несколько иной механизм, то печатать Аюпова можно и нужно. Другое дело», продолжаю я, «что для показа этого несколько иного механизма такое уродство как открытое поля b8 при белой простой а7 можно ликвидировать достаточно просто» – и показываю расстановку на диаграмме 1.
«А, отлично» отозвался Виндерман, «приятно смотрится и полезно для начинающих. Я дам сначала Аюпова, а твою расстановку в нотации в решениях к позиции Аюпова, если ты не против.»
«Я не против», отвечаю я, «но моего тут кот наплакал». «Неважно», ответил Виндерман, «разница есть и она позитивная с точки зрения внешнего вида концовки».
Вот так и появилась проблема на диаграмме 1 под моей фамилией. К сожалению, и я, и Виндерман тогда забыли о концовке А.Гуральника (которая будет приведена далее) из ШАШКИ-8-1969.
«Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 4:57 pm
Позиция С. Юшкевича была дана в решении Позиции А. Аюпова, как вариация.
Помимо объективной информации о местонахождении моей позиции, здесь присутствует и элемент субъективной фантазии автора поста.
Никакого «как вариация» написано не было, вот скан публикации из ШАШКИ-6-1974, стр. 29.
Далее «Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 4:57 pm
Обратите внимание, что у С. Юшкевича укороченная схема или говоря точнее фрагмент позиции А. Аюпова.
Снова налицо элемент субъективной фантазии автора поста. Схема у С.Юшкевича не укороченная, схема аналогична той, что использовал А.Аюпов.
На диаграммах 1А и 2А сравнение схем в обеих концовках.
1A. С.Юшкевич
bc5 etc.
2A. А.Аюпов
bc5 etc.
В моей концовке укорочен на один ход подход к схеме за счет отказа от тихого хода, что дало возможность придать этой схеме «человеческое лицо», ликвидировав в начальной расстановке уродство в виде открытого поля b8 при белой простой а7.
Эта акция привела к следующему результату на сегодняшний день: позицию Аюпова не помнит никто, позицию Юшкевича помнят, несмотря на то, что мой вклад в развитие темы минимальный.
А почему?
А потому, что, помимо впечатления о схемах, приемах, ударах, и прочей технологии, так сказать, композиционной «кухне», людям свойственно помнить, в первую очередь, расстановку: своего рода «фотокарточку» проблемы. Моя расстановка – самая простая и естественная, вот она поэтому и запоминается всем нормальным людям – любителям шашек, кто наберется терпения просмотреть ее решение. А вместе с расстановкой запоминается и мое имя, как ее автора, хотя, повторюсь, что мой вклад в развитие темы минимальный.
Вероятно, найдутся «эксперты», которые авторство то дают, то забирают, ссылаясь на какие-то правила. Такие «эксперты», не исключено, станут утверждать, что Юшкевич не имеет права на авторство на расстановку на диаграмме 1.
На этот счет я писал в своем ЭССЕ ОБ ЭТЮДАХ 30.06.2009 в отношении авторства на одновариантную цепочку ходов, которая была в позиции Я.Бюса перед возникновением известного этюда И.ле Гофф (цитирую курсивом): «факт, что как начальная расстановка, так и расстановки после всех ходов до возникновения позиции И.ле Гофф принадлежат г.Я.Бюс. То есть: автором этих расстановок шашек является г.Я.Бюс, независимо от "традиций" СССР.
Но по этому же сверхточному подходу следует писать в решении после первых 5 ходов: И.ле Гофф, чтобы каждый смог оценить вклад г.Я.Бюс.»
Полный текст ЭССЕ см. в топике Эссе С. Юшкевича об этюдах (1), искать следует на МиФ – Архив – Общие шашечные темы.
Далее «Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 4:57 pm
Пока авторство сохраняет А. Аюпов
Авторство на что? К расстановке на диаграмме 1 Аюпов отношения не имеет. Он мог видеть эту расстановку в процессе работы, но он отказался ее зафиксировать, прислав для публикации позицию 2 без какого-либо упоминания о возможности оформить тему «с человеческим лицом», как на диаграмме 1.
Однако позднее выяснилось, что А.Аюпов тоже не «Христофор Колумб» в этой схеме.
Вот упоминавшаяся выше концовка А.Гуральника (см. диаграмму 4).
4. А.Гуральник
b2, c7, b8, h8(g5) g3(h4) f4. ШАШКИ-8-1969.
Сравним схемы у Аюпова и у Гуральника.
2А. А.Аюпов
bc5 etc.
4А. А.Гуральник
bc7 etc.
Вклад Аюпова в развитии темы состоит во вступительном тихом ходе (если тихий ход можно назвать вкладом) и очищением финала, по сравнению с концовкой Гуральника, а концепция несколько иного, чем у Уварова, механизма заимствована у Гуральника.
Получается, что авторство принадлежит А.Гуральнику?
Нет, так тоже нельзя сказать. На что именно авторство? На начальную расстановку – да, а на идейную оригинальность – нет.
Ведь у него нет чистого «столбняка», механизм тоже не очень оригинален по сравнению с позицией Уварова, тема здесь включает в себя, кроме механизма, и финал – противостояние дамок, а его Гуральник в чистом виде не достиг.
Гуральник, фактически, сделал свою проблему с позиции 3: он упростил механизм, убрав шашку с1 и, соответственно, удар с1:е7. Вклад, прямо скажем, небольшой, хотя и формально присущий. Но ведь это не улучшение проблемы А.Уварова, а видоизменение механизма, с сохранением принципиальной его части – попаданием черных на а1 с поля е5, и финале с противостоянием дамок (к сожалению, нечистого противостояния), получаемом ударом с b8. Скорее всего, Гуральник тоже в процессе работы видел расстановку на диаграмме 1, но и он сделал свой выбор, от нее отказавшись в пользу позиции на диаграмме 4. И Аюпов, и Гуральник выбрали то, что выбрали – и без какого-либо упоминания о возможности показать тему в самой простой и доступной форме, как на диаграмме 1.
Что же, вольному – воля.
Мой вывод следующий:
Наилучшим выражением темы есть проблема А.Уварова.
Последующие проблемы на эту тему – Гуральника, Аюпова и Юшкевича – существуют самостоятельно, поскольку копиями проблемы Уварова не являются, и в каждой из них есть кое-что свое.
Сколько это «свое» стоит в оценочном эквиваленте по 10-очковой шкале – на этот вопрос каждый «эксперт» пусть отвечает сам, если ему делать больше нечего.
Решение позиции 1 правильно записать так: c7, А.Гуральник, А.Аюпов – bc5, b8, h8.
Что до более поздних обращений к этой теме, то из них оптимальной, с точки зрения композиционного усложнения темы, является позиция Р.Шаяхметова, помещенная 03.04.2011 на сайте ШАШКИ В РОССИИ в топике «Русские шашки» (см. диаграмму 5).
5. Р. Шаяхметов
ab4(h2) g3(e5) a5, c7, А.Уваров - e7(a1) b8, h8. ШАШКИ В РОССИИ, топик «Русские шашки», 03.04.2011.
Однако расстановку Уварова будут помнить все любители шашек, кто ее видел, а расстановку Шаяхметова – только проблемисты. Не только потому, что расстановка Уварова более легкая для восприятия, но также потому, что в ней тема показана сразу, а в расстановке Шаяхметова она спрятана в глубине решения. Но ведь больше впечатляет все-таки тема, а не количество ходов в подходе к теме.
А если мы продолжим исследование происхождения темы, то придем к следующей позиции:
6. D.Douwes
7, 27, 8(46) 1, 5. “De Problemist”, июль 1947.
_____________________________________________________________________________
По второй позиции (см.диаграмму 7).
7. С.Юшкевич
c5, a3, e3(a1) d4, b4, b2, c3. ШАШКИ-1-1969.
«letas» писал (цитирую курсивом и цветом):
02.02.2015 letas Сегодня в 7:11 pm
p.s.Авторство Юшкевича довольно спорное. Известна публикация 100,1939г.Я давал эту позицию.
Вот позиция, о которой писал «letas».
8. W.B.Monsma, 1935
493, 39, 36, 38(46) 32, 31, 41, 37.
G.Gortmans, “1001 miniaturen”, 1939, диаграмма 995.
Эта позиция W.B.Monsma с небольшим изменением в расстановке была адаптирована мной к 64 доске специально, для показа механизма, неизвестного в русских шашках, и я никогда не делал из этого секрета.
Прямой перенос был невозможен, поэтому я адаптировал механизм для 64 доски, о чем сообщил А.Виндерману, с указанием позиции W.B.Monsma. Он посчитал нужным при публикации дать мою фамилию над диаграммой 7. Впоследствии о позиции W.B.Monsma было упоминание в ШАШКАХ, в «Дополнениях, уточнениях», если не ошибаюсь.
Но авторство W.B.Monsma тоже не стопроцентное, как о том полагает «letas».
В феврале 1934 г. в отделе проблем в “Het Damspel” под руководством P.W.Kliphuis на стр. 30 была опубликована следующая позиция (без автора), среди других, также представленных как «мотивы».
9.
Ход черных.
От этой позиции до получения ключевой – для обработки темы в рамках проблемы (см. диаграмму 10) позиции – один очевидный и элементарный шаг:
10.
36, 38 – и получаем диаграмму 8.
Почему P.W.Kliphuis сам не сделал этот шаг? Мне представляется – потому, что, как редактор отдела, он дал возможность сделать этот шаг читателям.
Этот шаг сделал В.Монсма в 1935 г., согласно «1001 миниатюре», где указан над диаграммой 995 год первой публикации (без указания источника публикации). Он также добавил белые шашки 39 и 49 – вот и весь его вклад в обработку темы.
Немного, надо сказать.
Но в истории эта миниатюра на диаграмме 8 сохранилась как целое под именем W.B.Monsma. Думаю, что так будет и в дальнейшем, даже если ее решение будет записано полным образом, то есть так:
493, 39, 36, 38 – P.W.Kliphuis, 1934 – (46) 32, 31 – A.Guerra, 1595 – 41, 37.
Соответственно, решение для диаграммы 7 правильно писать так:
c5 – W.B.Monsma, 1935 – a3, e3 – P.W.Kliphuis, 1934 –(a1) d4, b4 – A.Guerra, 1595 –b2, c3.
_____________________________________________________________________________
И вот еще кое-что, требующее уточнения.
«Liahovsky» писал (цитирую курсивом и цветом):
02.02.2015 автор Liahovsky Сегодня в 10:45 am
Первоисточники нужны тогда, когда пишешь энциклопедию или антологию.
Первоисточники нужны всегда, если речь идет не об учебных примерах и стандартных комбинациях, а о произведениях композиции, и тем более, если речь идет о них в книге (другое дело, если первоисточник неизвестен – такое бывает, к сожалению, и тогда уж ничего не поделаешь, но я не имею в виду такие случаи).
Лучше всего давать первоисточники полностью – дату и место публикации, но, на крайний случай, хотя бы дату первой публикации, как это сделал G.Gortmans в “1001 miniaturen” (это единственный недостаток этой книги, который по прошествии времени становится все менее актуальным, но в случае наиболее сильных предшественников G.Gortmans дает их в нотации в конце книги).
Отсутствие в книге информации и о дате, и о месте публикации помещенных в книгу ранее опубликованных произведениях композиции – это халтура.
Понятно, что красиво изданная и доступная по цене новая книга по шашкам найдет своего покупателя – и это прекрасно, довольны и автор(ы) книги, и издатель.
Но по «Гамбургскому счету» - следует назвать вещи своими именами, хотя бы один раз.
По этой же теме «letas» писал (цитирую курсивом и цветом):
letas в Пн Фев 02, 2015
«Непонятно, почему прицепились именно к этой книге. Возьмите любую шашечную книгу, выходившую в последнее время. В них те же самые недостатки. Никто из авторов книг не ищет истину. А просто публикует в книгах позиции из своих архивов. В газете Ладья полно подобных ошибок. Но никто ее не критикует.»
Любую?
Хорошо.
Взял.
По композиции, естественно, в жанре проблем.
Смотрим:
-книги, изданные И.Г.Науменко:
Три книги Г.Рудницкого – «Четырк знакомства с шашками», «Крымские этюды о шашках», «Шанувальники i майстри шашок», книгу И.Ивацко «Шашки – мой досуг», книги А.Малюты и А.Баланюка «Одесская школа шашечной композиции» и «Планетарий шашечного искусства», книгу А.Малюты. А.Баланюка и Г.Рудницкого «Шашки – первая любовь».
Во всех этих семи книгах первоисточники указаны.
-книги, изданные Е.В.Зубовым:
«Гранды России» - авторы Е.Зубов и В.Матус, «Мир русских шашек Александра Бакумца» - автор А.В.Андреев.
И в этих книгах первоисточники указаны.
-книги R.Mackevicius, изданные M.Lepsic: “Saskiu problemos” и “Saskiu miniaturos”.
-книгу A.Tavernier “Florilege”.
И в этих книгах первоисточники указаны.
В свете этих реальных фактов, отрицающих написанное г-ном «letas», рассеивается, как дым, весь пафос огульного обвинения г-ном «letas» всех подряд современных авторов книг по композиции насчет того, что «Никто из авторов книг не ищет истину», а остается довольно-таки неприятный осадок от неприкрытой агрессии автора поста.
Почему в некоторых современных (и не только) книгах первоисточники не указаны?
Во-первых, это вопрос воспитания.
В обществе принято здороваться при встрече, снимать шапку в доме, не есть руками котлеты, находясь в гостях не мочиться в прихожей, и т.д. В конце списка я ставлю также: указывать первоисточники при повторной публикации. Не все авторы книг приобрели в своей эволюции навыки совершить какое-либо из вышеперечисленных действий (или их все) в качестве правила.
Во-вторых, это вопрос привычки: записывать первоисточники при внесении позиции в свои архивы. В русских шашках у меня такой привычки не было, и вот результат: я не знаю первоисточник вышеуказанной проблемы А.Уварова (см. диаграмму 3). Когда я начал коллекционировать проблемы-100, я, проявив силу воли, уже записывал их сразу с первоисточником. Это скоро стало привычкой, и сейчас первоисточник для меня такая же часть информации о проблеме, как автор, расстановка и решение.
Теперь насчет этого:
«В газете Ладья полно подобных ошибок. Но никто ее не критикует.»
Ну, во-первых, от книги ожидается более высокое качество содержания и точности информации по приведенным позициям, чем от периодического издания. Все-таки, авторы книг не ограничены временем, как редакторский штаб периодического издания, и поэтому возможности для проверки качества произведений при подготовке книги к публикации у авторов книг значительно шире.
А во-вторых, потому, что критиковать в настоящее время «Ладью» – это как критиковать газету «Красный спорт» во Вторую мировую войну, если бы она продолжала выходить на оккупированной немцами территории.
И последнее. Вернемся к позиции на диаграмме 1.
Liahovsky писал (цитирую курсивом и цветом):
01.02.2015 автор Liahovsky Вчера в 12:51 pm
«Что касается концовки С. Юшкевича, то мне трудно ответить в данный момент кто раньше напечатал эту позицию».
Г-ну Ляховскому трудно ответить: кто из нас двоих раньше напечатал позицию на диаграмме 1.
Мне – нетрудно.
Я раньше, судя по объективным данным.
А если г-н Ляховский считает иначе – то вполне возможно, что он может быть прав, но тогда нужен скан с информацией о публикации.
yushkevitch- Количество сообщений : 661
Дата регистрации : 2013-12-29
Re: Композиция в Беларуси
Римас, заканчиваю разноску твоих позиций. Попутно обнаружил совпадения. Привожу одну из них:
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Этические вопросы мы здесь то точно не решим,будем об этом писать или нет.Так что они и останутся у каждой из сторон,у каждого своя правда.
Так как нельзя сказать,что у Камчицкого плагиат,совпадения или почти совпадения бывает у каждого.
Ни так уж плохо и в его дворе
Д.Камчицкий,13-ый чемпионат Беларуси,2005,на чемпионате мира средняя оценка 65,33
g5(h6xf4),h4,g3,fe3,e5,a1xc3,g5,g3,b6,b4,f8,e1+
Приличная проблема,наверно есть примеры и получше
Так как нельзя сказать,что у Камчицкого плагиат,совпадения или почти совпадения бывает у каждого.
Ни так уж плохо и в его дворе
Д.Камчицкий,13-ый чемпионат Беларуси,2005,на чемпионате мира средняя оценка 65,33
g5(h6xf4),h4,g3,fe3,e5,a1xc3,g5,g3,b6,b4,f8,e1+
Приличная проблема,наверно есть примеры и получше
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
Вообще,перерабатывать идеи ни так и плохо
R.Mackevičius,МИФ Проблемы 2015-01-29
44,42,2,49,30,26,17,17+
Жаль,что не получился финал получше.
Не напоминает
А.Ляховский,ГШ 6-2014,№58
44,42,4,36,47(43),49+
Ну,неужели сделал грех
R.Mackevičius,МИФ Проблемы 2015-01-29
44,42,2,49,30,26,17,17+
Жаль,что не получился финал получше.
Не напоминает
А.Ляховский,ГШ 6-2014,№58
44,42,4,36,47(43),49+
Ну,неужели сделал грех
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
Значит,надо раскритиковать таких "умельцев",может другой раз книги будут намного качественнее.letas пишет: Возьмите любую шашечную книгу, выходившую в последнее время.
В них те же самые недостатки. Никто из авторов книг не ищет истину. А просто публикует в книгах позиции из своих архивов. В газете Ладья полно подобных ошибок.
Но никто ее не критикует.
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
Пример позиций, которые я не решаюсь поставить в ряд вариаций, которые нельзя публиковать с именем нового автора:
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
В книгах С. Устьянова есть ссылка на позицию Коготько ?
letas- Количество сообщений : 4047
Дата регистрации : 2011-06-25
Re: Композиция в Беларуси
В действительности,в настоящее время выходит немало не подготовленных книг или дугих изданий.Считаю,что в любой книге должны быть указаны место и дата первой публикации,иначе книга становится мало полезной,невозможно без дополнительной информации оценить одно или другое представленное произведения.Вот и в последнем моем примере,по моему выходит,что две проблемы Александра Ляховского является лишь ухудшеной вариацией проблемы Сапегина.Обижаться здесь нечего,надо только принять к сведенью и в будущем постараться избежать этого.Все еще надеюсь,что появится книга по проблемам-64,где материал будет изложений не хуже нежели в "Истории шашечной проблематики" С.Юшкевича
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
Кто будет против того, что подобные позиции не могут напечатаны по причине практического совпадения:
По опыту написания мной и другими авторами, кроме С. Юшкевича, книг, я убедился, что такие вариации никому не нужны. Лучше опубликовать старую классическую позицию В. Ячейкина. Если картотеку заполонить такими вариациями с названиями изданий, то много времени нужно тратить, что бы отобрать в новую книгу первоисточник.
По опыту написания мной и другими авторами, кроме С. Юшкевича, книг, я убедился, что такие вариации никому не нужны. Лучше опубликовать старую классическую позицию В. Ячейкина. Если картотеку заполонить такими вариациями с названиями изданий, то много времени нужно тратить, что бы отобрать в новую книгу первоисточник.
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Все верно.
Непонятно, почему прицепились именно к этой книге. Возьмите любую шашечную книгу, выходившую в последнее время.
В них те же самые недостатки. Никто из авторов книг не ищет истину. А просто публикует в книгах позиции из своих архивов. В газете Ладья полно подобных ошибок.
Но никто ее не критикует.
p.s.В последнее время в шашках страшный бардак.
Приведу пример. Я судил раздел задачи в последнем чемпионате Украины. Чемпионат закончился.
Но я до сих пор не знаю итоговые результаты. Не знаю, какие оценки от моего имени стоят в окончательных итогах.
letas- Количество сообщений : 4047
Дата регистрации : 2011-06-25
Re: Композиция в Беларуси
Хочу показать на примере, какие позиции я не принимаю к печати с прошлого года, считая, что это совпадение:
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Первоисточники вписаны к позициям. Повторяю, это не факт первоисточников. Это то, что имеется в настоящее время в картотеке.
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Letas,прошу помочь с первоисточниками ниже показанных проблем из книги "Мудрая и вечная"
А.Ляховский,№235
b2(f2),g3,h6,a3,b6,h4(e3),e1+
А.Ляховский,№236
hg5,b2,h6,a3,e5,h4+
А.Сапегин,№249
b2,h6,a3(c5),f6,g3(c3),f4(b2),c1(a1),h6,f8+
А.Ляховский,№235
b2(f2),g3,h6,a3,b6,h4(e3),e1+
А.Ляховский,№236
hg5,b2,h6,a3,e5,h4+
А.Сапегин,№249
b2,h6,a3(c5),f6,g3(c3),f4(b2),c1(a1),h6,f8+
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
rimas пишет:Пожалуйста,уточните здесь авторство
М.Норель,1-ый чемпионат мира,1993
b6(d4)h8(f2),hd4(e1),b2,a3+
А.Ляховский,№824
d8,h8(e3),bc3(f2),hd4..+
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Как эндшпиль встречалось часто.
В том числе и у В.Сокова
letas- Количество сообщений : 4047
Дата регистрации : 2011-06-25
Re: Композиция в Беларуси
Пожалуйста,уточните здесь авторство
М.Норель,1-ый чемпионат мира,1993
b6(d4)h8(f2),hd4(e1),b2,a3+
А.Ляховский,№824
d8,h8(e3),bc3(f2),hd4..+
М.Норель,1-ый чемпионат мира,1993
b6(d4)h8(f2),hd4(e1),b2,a3+
А.Ляховский,№824
d8,h8(e3),bc3(f2),hd4..+
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
К позиции Юшкевича С. из Шашки 1969 г. №1
Есть позиция 1939 года.
По поводу моей неточности в газете "Рэспублiка".
Позицию в таком виде получил от А.Ляховского.
Сканов у меня нет. Поэтому проверить не смог. Поверил на слово.
Есть позиция 1939 года.
По поводу моей неточности в газете "Рэспублiка".
Позицию в таком виде получил от А.Ляховского.
Сканов у меня нет. Поэтому проверить не смог. Поверил на слово.
letas- Количество сообщений : 4047
Дата регистрации : 2011-06-25
Re: Композиция в Беларуси
В ответ на некоторые находки Александра Полевого
Неточность комментария Александра: позиция в газете "Рэспублiка" опубликована с простой не на поле d6, а на поле b6. Прилагаю копию этого выпуска:
Но следует добавить позицию опубликованную ранее позиции С. Юшкевича
Эту же позицию повторил Д. Камчицкий в 2002 году.
Напомню для наглядности позицию С. Юшкевича
Позиция С. Юшкевича была дана в решении Позиции А. Аюпова, как вариация. Обратите внимание, что у С. Юшкевича укороченная схема или говоря точнее фрагмент позиции А. Аюпова.
Пока авторство сохраняет А. Аюпов
Неточность комментария Александра: позиция в газете "Рэспублiка" опубликована с простой не на поле d6, а на поле b6. Прилагаю копию этого выпуска:
Но следует добавить позицию опубликованную ранее позиции С. Юшкевича
Эту же позицию повторил Д. Камчицкий в 2002 году.
Напомню для наглядности позицию С. Юшкевича
Позиция С. Юшкевича была дана в решении Позиции А. Аюпова, как вариация. Обратите внимание, что у С. Юшкевича укороченная схема или говоря точнее фрагмент позиции А. Аюпова.
Пока авторство сохраняет А. Аюпов
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Вообще то соавторство бывает лишь в двух случаях
1.Все композиторы(соавторы)согласны с этим.
2.При публикации такой или очень схожей позиции(вариации)независимо друг от друга.В настоящее время это возможно только при присылке таких позиций в одно или реже в разные соревнования независимо друг от друга (других вариантов вроде и нет).
Так что если один из так называемых "соавторов" утверждает,что никакого согласия на соавторство нет, приходится думать,что этого в действительности нет,а есть что то другое
1.Все композиторы(соавторы)согласны с этим.
2.При публикации такой или очень схожей позиции(вариации)независимо друг от друга.В настоящее время это возможно только при присылке таких позиций в одно или реже в разные соревнования независимо друг от друга (других вариантов вроде и нет).
Так что если один из так называемых "соавторов" утверждает,что никакого согласия на соавторство нет, приходится думать,что этого в действительности нет,а есть что то другое
rimas- Количество сообщений : 2022
Возраст : 67
Географическое положение : Vilnius
Дата регистрации : 2013-06-05
Re: Композиция в Беларуси
Tsvetov пишет:Liahovsky пишет:Еще одна композиция с веянием нового времени.
А. Ляховский 1.2.2015
ППР 183х
Михаил, спасибо, я пропустил основную позицию, скопировал доказательство легальности. Теперь поправил.
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Liahovsky пишет:Еще одна композиция с веянием нового времени.
А. Ляховский 1.2.2015
ППР 183х
Tsvetov- Admin
- Количество сообщений : 5111
Возраст : 78
Географическое положение : Израиль
Дата регистрации : 2008-03-30
Re: Композиция в Беларуси
Еще одна композиция с веянием нового времени.
А. Ляховский 1.2.2015
Доказательство легальности:
1.7 11 2.18-12 3.13 4.4 5.39 6.37 7.49 8.43 17 9.38 21 10.32 26 11.27 12.36 x
А. Ляховский 1.2.2015
Доказательство легальности:
1.7 11 2.18-12 3.13 4.4 5.39 6.37 7.49 8.43 17 9.38 21 10.32 26 11.27 12.36 x
Последний раз редактировалось: Liahovsky (Вс Фев 01, 2015 10:52 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Re: Композиция в Беларуси
Еще одна практичная миниатюрка, правда, обнаружил, что совпала:
H Meijer De Humorist, 20.03.1941
1.29 24 2.21 3.3 4.48 x
Кстати, познакомьтесь с одним из писем, присылаемым мне для публикации. Может оно рассеет искусственный туман "благодарных и благородных". Вот ссылка: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Черным цветом текст автора письма. Красным цветом и вставленные авроровские диаграммы, мои пометки.
H Meijer De Humorist, 20.03.1941
1.29 24 2.21 3.3 4.48 x
Кстати, познакомьтесь с одним из писем, присылаемым мне для публикации. Может оно рассеет искусственный туман "благодарных и благородных". Вот ссылка: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Черным цветом текст автора письма. Красным цветом и вставленные авроровские диаграммы, мои пометки.
Последний раз редактировалось: Liahovsky (Вс Фев 01, 2015 8:35 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Liahovsky- Количество сообщений : 1393
Возраст : 75
Географическое положение : Беларусь
Дата регистрации : 2008-09-03
Страница 14 из 15 • 1 ... 8 ... 13, 14, 15
Похожие темы
» XXI ч-т Беларуси по композиции
» 17-й чемпионат Беларуси по шашечной композиции
» Чемпионат Беларуси 2014 - Этюды – 100
» Разговорчик о чемпионате Беларуси 2014 года, М-100
» Checkers
» 17-й чемпионат Беларуси по шашечной композиции
» Чемпионат Беларуси 2014 - Этюды – 100
» Разговорчик о чемпионате Беларуси 2014 года, М-100
» Checkers
Страница 14 из 15
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения